Статистика:

Search

  • 27Фев

    А. Н. ГУМЕНЮК, искусствовед

    ДОМ архитектора. Голубая гостиная.

    Кусочек изысканного интерьера, вы­полненного в начале века в стиле «мо­дерн». Взгляд нашей современницы архи­тектора Татьяны Ставпивской на высокую художественную культуру ушедшей эпо­хи. Легкое движение невесомых тканей, причудливость переплетов в овале окна, обманчивая хрупкость балконной решет­ки, а в глубине, напротив, скромный дом, как будто призванный отражать меланхо­лический шарм старого особняка. Дерзко и элегантно экспериментировали зодчие конца XIX — начала XX века. Масштабны были их идеи, благородны цели. Одна из идей прозвучала буквально в первые дни нового столетия на III съезде архитекто­ров — идея создания «Народного музея будущего», где предполагалось устройство галерей художников, скульпторов и архи­текторов. Прекрасные грезы… Но Россия вновь перед «поворотом века». Вновь оте­чественная культура, поделенная в 30-е годы на «цеха», стремится обрести свою целостность. И частицею этого процесса становятся выставки творческих работ ар­хитекторов в залах художественных му­зеев — традиционных храмах изобрази­тельных искусств. На памяти архитектур­ные фантазии Якова Чернихова в Русском музее, выставка творчества Константина Мельникова в музее изобразительных ис­кусств им. А. С. Пушкина,— в рамках фестиваля архитектурно-художественного авангарда.

    Впервые в Омске в июне—июле 1991 г. в Областном музее изобразительных ис­кусств демонстрировались живописные и графические работы местных архитекто­ров.

    «Антресоль-91» — первый такой опыт музея. Устроители выставки сознательно отказались от традиционной подачи худо­жественного творчества архитекторов. Это не дополнение к профессиональной архитектурной графике. Продемонстриро­вать широкому зрителю умение современ­ного зодчего выразить свое художествен­ное дарование в «свободных искусствах» (а именно здесь, возможно, открывается тот «нюанс души», что не подвластен ком­промиссам, сопутствующим реализации архитектурного проекта) — вот главная идея состоявшейся выставки. В ее назва­нии «Антресоль» прочитывается мягкая ирония, легкое, чуть шутливое отношение к авторским работам, что создаются вне мастерской и чаще всего оседают на ан­тресолях собственной квартиры и в семей­ных архивах. Став уже фактом истории художественной жизни города-юбиляра, а Омску в минувшем году исполнилось 275 лет, выставка дала повод повести разговор с ее участниками, услышать их собствен­ные суждения о художественном творче­стве.

    Ле Корбюзье и… объективные предпосылки

    Как правило, имя главного архитекто­ра города ассоциируется с «официальной линией» в городской архитектурной жиз­ни, и поэтому работы заслуженного архи­тектора РСФСР А. Каримова стали от­крытием поэтической стороны его натуры: тонко нюансированные, европейские го­родские пейзажи, небольшие, мягкие по звучанию акварели с изображением окрестностей Москвы и уголков родного Омска.

    На вопрос, не стоит ли художествен­ное творчество несколько особняком от основной проектной деятельности, Аль­берт Миниханович ответил со всей опре­деленностью: «Занятие рисунком или жи­вописью — абсолютная необходимость для архитектора. Это продолжение его про­фессии, показатель профессионализма». Мы рассуждаем с ним о том, что и в жанре городского пейзажа с его рациональными моментами, и в живописных абстрактных композициях с их иррациональностью, не­изменно присутствуют анализ формы, по­иски ритма и цветовых эффектов. «А уж эмоциональная окраска архитектурного произведения,— продолжает А. Кари­мов,— и более мягкая сторона всего архи­тектурного творчества обеспечивается именно творчеством художественным. Ведь недаром великий архитектор XX века

    Ле Корбюзье каждодневно 40 минут ут­реннего времени посвящал живописи. Од­нако,— добавляет главный архитектор,— пока у нас не будут созданы объективные предпосылки для развития архитектуры, мы все так же будем отмечать, что совре­менным зданиям не хватает архитектурно- художественной образности».

    Прежде всего остаюсь архитектором

    Большим количеством акварелей бы­ло представлено в экспоцизиции творче­ство председателя правления Омской ор­ганизации СА РСФСР, заслуженного ар­хитектора РСФСР Г. Чиркина. Среди них архитектурные пейзажи старинных рус­ских городов — Тобольска, Ростова Вели­кого, Кижей, памятников зодчества Мос­квы и Подмосковья, городские мотивы Омска. Для Г. Чиркина, личности с мощ­ным жизненным импульсом, характерны оптимистическое мироощущение, широта диапазона, монументальность и камер­ность, неожиданность ракурсов. Еще одна особенность авторского «почерка» — стремление соединить специфические приемы акварели с собственными находка­ми. На вопрос, чем для него как архитек­тора является художественное творчество, Геннадий Евгеньевич ответил: «Архитек­тор, проектируя, всегда выражает свою мысль рисунком. И потому работа кистью, фломастером, карандашом позволяет под­держивать профессиональную форму. Бо­лее того, какие бы новые требования ни накладывало время, например, компьюте­ризация проектного дела, а вместе с ней и появление компьютерной графики, всегда в основе архитектурного мастерства будет оставаться вкус и умение в любой градо­строительной ситуации увидеть образ зда­ния, а потом уже его техническую и тех­нологическую логику. А понятие образа и вкуса в сфере художественного творче­ства? Случается и так, что эта сфера в жизни архитектора начинает преобладать и становится ведущей. К примеру, некото­рые известные в творческой среде худож­ники-станковисты, монументалисты, теат­ральные художники получили архитектур­ное образование и работали в области ар­хитектуры. Если же говорить о себе, то хотя занятия художественным творче­ством мне по душе, но в своих рисунках и акварелях я прежде всего остаюсь архи­тектором».

    От романтики к реальности

    Иллюстрации С. Амелина к циклу ус­лышанных в юности и уже забытых сти­хов… Окна. Рвущиеся под напряженным углом графические структуры — полу­реальные, полу фантастические образы птицы, девушки и солнца. В основе смыс­лового и композиционного единст­ва — светоносность и пластичность огня, хрупкая прозрачность стеклянного мира и необычная конструкция обычного листа дерева.

    Posted by admin @ 4:50 пп

Comments are closed.