Статистика:

Search

  • 27Фев

    А. И. ОПОЧИНСКАЯ, кандидат архитектуры

    Кто не знает, как приятно сидеть до­ма, когда на улице дождь, дует ветер, ме­тет метель! Нас окружают уютные стены. Они берегут наше тепло, укрывают от не­погоды. Не менее приятно войти в про­хладный сумрак жилища с раскаленной солнцем улицы где-нибудь на юге. Здесь стены преграждают путь в комнаты жар­ким солнечным лучам.

    Уберечь людей от неприятностей климата — вот первая задача стен.

    Теперь вспомним сказку «Три поро­сенка»: как они придумали строить себе домики, чтобы защититься от страшного волка. Самый глупый поросенок, Ниф- Ниф, построил дом из соломы. Волк дунул — и домик разлетелся в прах. Вто­рой поросенок построил дом из веток. Этот был покрепче. Волку пришлось под­напрячься, чтобы он развалился. Зато тре­тий поросенок, Нуф-Нуф, долго трудился, но построил из кирпича добротный, проч­ный дом. В нем и спаслись все три поро­сенка. Как ни старался Волк — не мог раз­ломать дома.

    Огородить, защитить, сделать жили­ще безопасным — вот вторая задача стен. Стены должны быть прочными.

    Но если враг заберется в дом, никакие стены не помогут. Вспомним историю ца­ревича Димитрия, маленького сына Иоан­на Грозного. Мальчик погиб от руки по­досланного убийцы, а в Угличе и до наших дней стоят двухэтажные палаты, в кото­рых он жил и которые были построены еще в XV веке.

    Кирпичные стены палат массивны. Окошки невелики, их проемы не ослаб­ляют стен. Весь низ стен гладок, без укра­шений. Зато верх словно распустился узо­рами. На поверхности стены чередуются ряды по-разному уложенных кирпичиков: треугольные «городки», зубчатый «пореб­рик», маленькие углубления-нишки, в которые вставлены специально отлитые в глине и обожженные в печи бусины… Сте­на прочна и красива. В архитектуре часто встречается такое соседство разного, «противоположного»: массивного и легко­го, гладкого и узорчатого, или неровного.

    Но дома бывают многоэтажными. Чем выше дом, тем больше в нем этажей. Зада­ча стен — служить не только огражде­нием и защитой. Они должны быть для всего опорой: для потолков, перекрытий и крыши, для стен тех этажей, которые на­ ходятся выше. Стены должны быть несу­щими. Стенам первого этажа приходится особенно трудно. Они должны быть самы­ми мощными, их материал — особенно прочным. Так люди и строили, укладывая в нижние части здания особенно крупные камни, особенно толстые бревна.

    Нередко дома строили не из одного, а из двух разных материалов. Особенно час­то их камня и дерева. Камень прочнее де­рева: каменный или кирпичный столб того же поперечника (по-строительному — се­чения), что и деревянный, мог выдержать большую нагрузку. Поэтому так часто мы можем видеть, особенно в старинных рус­ских городах, дома, в которых нижний этаж построен из кирпича, а верхний из дерева.

    Богатые купцы, банкиры, жители средневековой Флоренции XIII — XVII ве­ков, хотели видеть свои дома не только прочными, но и величественными. У тако­го хозяина было много слуг, нанятых для защиты. Итальянцы их называли «бра- ви» — бравые ребята. Так и дом (а это целый дворец, по-итальянски палаццо), и дом был «бравым». В нем три этажа, но каких! Каждый этаж высотой в 6—8 м, то есть в два наших. Фасад плоский, но выразительный. А выражена в нем — сила. Каким образом архитектор это до­стиг?

    Он показал прочность, силу стены. Стена кирпичная, она сделана толще в первом этаже, чем в верхних. Но этого не видно, зато показана разница в «качестве» стены, ее кладки. В нижнем этаже стена облицована рядами выпуклого грубого камня. Швы ровны и плотны. Это кладка в руст. В руст сделаны и обрамления окон, завершенные полукружиями-арками.

    Во втором этаже, где нагрузка мень­ше, где стена может быть не такой силь­ной (но не менее прочной), и руст высту­пает не так значительно, и стена выглядит не такой мощной. В третьем этаже стена просто оштукатурена. Только вокруг оконных проемов неширокие обрамления. По сравнению с самой нижней — эта стена выглядит еще менее мощной.

    Так и задумана архитектура этого до­ма: все изменяется в нем от низа к верху, от сильного к более слабому, от выпукло­го шершавого к плоскому гладкому, от грубого к изящному. Дом серьезен и ясно, что он принадлежал солидному, а может быть даже знатному семейству.

    Но есть дома, в архитектуре которых нет этой противоположности сильного и слабого, тяжелого и легкого. Дом жителя средневекового Бирмингема в Англии, обычный для XIV—XVII веков, выстроен не из кирпича или камня. Его фасады об­разует деревянный скелет, каркас. Между стойками и поперечинами находятся не­толстые стенки из кирпича или другого более легкого материала. Это заполнение. По всей Северной Европе были распро­странены такие дома. Их называют фах­верковыми. Деревянный фахверк все держит. Его стойки и балки (а это попере­чины у пола каждого этажа) несут нагруз­ку. Сама стена здесь не является несу­щей, опорной, но служит только огражде­нием.

    Так все здесь устроено по-другому. Архитектура дома другая. Стена, обра­зующая фасад, лицо дома,— легка. Живо­писен рисунок деревянной решетки фах­верка. Замысловат ее темный узор на фо­не побеленных стенок заполнения. Замыс­ловатость, изящество здесь говорят о до­статке, богатстве. Такой дом мог принад­лежать достойному горожанину…

    Posted by admin @ 5:15 пп

Comments are closed.