Статистика:

Search

  • 27Июл

    В феврале с. г. культурная общественность …

    В феврале с. г. культурная общественность нашей страны отметила 100-летие со дня рождения выдающегося архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского. Трепетные руки этого замечательного мастера коснулись множества архитектурных сооружений различных эпох в России, Закавказье, Белоруссии, на Украине. В их числе Крутицкое подворье в Москве, архитектурный комплекс Болдинского монастыря в Смоленской области, Ново-Иерусалимский монастырь в Подмосковье, деревянные храмы Русского Севера, Пятницкий собор в Чернигове и огромное количество других исторических памятников. Но за один из них ему особенно благодарна Русь и все человечество — Петр . Дмитриевич, уберег от сноса собор Василия Блаженного.

    В П. Д. Барановском замечательно сочетались ученый и практик. Он оставил бесценное наследие в области архитектурной археологии, археографии, истории архитектуры.

    В большом списке его больших и благородных дел — создание первого в стране музея архитектуры под открытым небом — «Коломенского», где он был директором; деятельное участие в создании ВОО-ПИиК и затем в работе этого общества.

    В честь 100-летия со дня рождения выдающегося реставратора Центральный Совет ВООПИиК, правление Союза художников, правление Союза архитекторов и Государственный музей архитектуры провели торжественный вечер в Октябрьском зале Дома Союзов. На нем выступили ученики, соратники и последователи мастера, представители творческих союзов, музеев, обществ. Звучали теплые слова о П. Д. Барановском — одухотворенном человеке, великом гражданине. Коллеги отмечали его бесконечную преданность идее, научную дерзость, гражданскую смелость. В каждом выступлении — ценные штрихи к портрету. «Барановский не видел безысходности в самые мрачные времена,— сказал художник Ф. Д. Поленов.— Плохо вокруг — это самое время работать». Как близки нам эти слова!

    Академик Б. А. Рыбаков посетовал на то, что нет большой, прекрасно иллюстрированной книги о П. Д. Барановском. Выступил автор небольшой по объему, но очень емкой книги «Житие Петра Барановского» Ю. А. Бычков, был показан научно-документальный фильм о легендарном реставраторе.

    В дни торжеств была открыта мемориальная доска в память о П. Д. Барановском на корпусе больничных палат Новодевичьего монастыря, где он жил и работал с 1939 по 1984 г., а в филиале музея-ансамбля «Донской монастырь» — выставка «Мастер архитектурной реставрации», проведена научная конференция.

    Η. А. Алексеева

    После прошлогодней выставки …

    После прошлогодней выставки в Москве «Господне лето прошло» (декоративно-прикладное искусство и наивные художники) с примитивистами можно было познакомиться и на открывшейся в феврале этого года в Центре современного искусства выставке «Сон золотой».

    В экспозиции были собраны произведения лучших наивных художников России, любезно предоставленные Заочным народным университетом Искусств, Всероссийским домом народного творчества, музеем Царицыно, коллекционерами и художниками, а также работы, входящие в фонд галереи «Дар».

    В наше жестокое время такая выставка удовлетворяет страдающих от дефицита оптимизма и здравого смысла. Это искусство вневременное, но не абстрактное, ценное наивным, но целостным взглядом на вещи. Такой взгляд отражен и в названиях некоторых работ.: «Почтеннейшая моя Павлина Павловна, прошу Вас к столу», «Ребята идут в школу, а я дома за няню», «Завтра день моего ангела», «Иисус Христос в лодке на море Тивериадском», «Любовь не боится опасности», «Теплоход «Россия» взял курс на Соединенные Штаты Америки». Была на выставке и архитектурная тематика. Классицистический особняк на водной глади канала в «Архитектурном пейзаже» анонимного художника, «Сельский приход» М. В. Мартюкова, «Мое село» М. А. Ржанникова, «Храм Христа» Л. М. Майкова, «Триумфальная арка» Э. М. Мильтса.

    Кроме традиционных лебедей, русалок и самоваров были и грезы, оправдывающие название выставки. На картине маслом А. А. Белых «Смерть Дон Жуана» обнаженные тела женщин, матовые в куинджив-ской ночи, с распущенными волосами, хотя и напоминают русалок, но руки, непропорционально длинные, как крылья птеродактилей, навевают мысль о неловком, неуклюжем полете.

    Отрадно отметить, что экспонирование на выставке работ другого художника, И. П. Еременко, стало возможным благодаря содействию Гуманитарного Центра (Кемерово).

    И. В. Абросимов

    На коллегии Минстроя Российской …

    На коллегии Минстроя Российской Федерации 26 февраля с. г. рассмотрена работа концерна «Росстром» по созданию мощностей для развития производства стеновых материалов в 1991 —1992 гг. Отмечено, что концерн и генподрядчики Россевзапстрой, Рос-уралсибстрой, Росвостокстрой и Росюгстрой не обеспечили выполнение установленных в 1991 г. заданий по вводу мощностей для производства стеновых материалов. Из 13 вводных заводов общей мощностью 0,97 млрд. шт. усл. кирпича фактически введено лишь 4 общей мощностью 0,3 млрд. шт. усл. кирпича в год. В 1991 г. продолжалась тенденция к снижению освоения объемов капитальных вложений по намеченным к вводу объектам из-за срыва поставок материальных ресурсов.

    Учитывая острый дефицит в стеновых материалах, признано целесообразным по 5 заводам стеновых материалов с минимальными остатками сметной стоимости и высокой технической готовностью войти с предложением в правительство Российской Федерации об изыскании возможности выделить концерну «Росстром» во втором квартале 1992 г. на окончание строительства этих 5 объектов недостающих капиталовложений.

    Туристский комплекс …

    Туристский комплекс «Чистые пруды» на 252 места в рабочем поселке Рамзай Мокшанского района Пензенской области. Спальный корпус-коттедж.

    Комплекс удостоен диплома II степени по итогам смотра-конкурса достижений в жилищ-но-гражданском строительстве за 1990 г., проведенном Гос-комархстроем (ныне Минстрой) Российской Федерации в 1991 г. Авторы этого проекта — проектно-производственное архитектурно-планировочное бюро Главного управления архитектуры и градостроительства Пензенского облисполкома и специализированный институт Туристпроект.

    Объект возведен строительной бригадой туристского комплекса «Ласточка» Пензенского облсовета по туризму и экскурсиям.

    26 февраля в Москве был организован …

    26 февраля в Москве был организован «круглый стол», посвященный теме «Система лицензирования в строительстве». Инициаторами проведения его были «Новая строительная газета» и Союз кооперативов и предпринимателей строительного комплекса (Генеральный директор О. А. Хоров). Проходил «круглый стол» в здании Института мировой экономики. Собравшимся отвели небольшой уютный зал с портретом Ленина на стене, выполненным способом маркетри. Среди присутствовавших были представители или руководители строительных союзов и организаций, проектных институтов, профсоюзов, экономической и юридической служб. Пустующий стул с табличкой перед ним: «Министерство архитектуры, строительства и жилищно-коммунально-го хозяйства» — свидетельствовал об отсутствии представителя ведомства. Официальное объяснение этому — организаторы заблаговременно не известили Министерство о времени проведения «круглого стола», тем самым лишив возможности подготовиться к мероприятию. Так или нет, но штрих не случаен: весь ход обсуждения государственного лицензирования строительной деятельности показал, что утвержденные в Министерстве документы «Перечень видов строительной деятельности и работ, осуществляемых на основании лицензий», «Очередность осуществления строительной деятельности на территории Российской Федерации», «Рекомендации о порядке и размерах взимания платы за выдачу лицензий…») вызвали единодушную негативную реакцию, что, видимо, ожидалось. Кстати, как отмечали присутствующие в зале, стоящая за этими документами политика тотального лицензирования вызвала отрицательное отношение и на местах. Назывались Нижний Новгород, Рязань, Воронеж, Башкирия, Приморский край.

    В чем суть конфликта? В законе РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности», принятом 25.12.90, предусматривается лицензирование только отдельных видов деятельности. Разработано специальное положение. Оно принято Постановлением Совета Министров РФ от 8.11.91. Согласно ему, основой государственной системы лицензирования являются лицензионные центры. Предусматривалось установление перечня. Перечень видов строительной деятельности и работ, утвержденный Минархстроем 28.01.92, вызвал еще при подготовке его ряд существенных замечаний в Союзе кооперативов и предпринимателей строительного комплекса (СКПСК). И, как показал «круглый стол», не только в СКПСК. Выполнение многих работ, особенно негосударственного сектора, является технологически несложным и не требует применения машин и механизмов. Всеобщее лицензирование повлечет за собой значительное увеличение бюрократического аппарата, вызовет неоправданные потери времени, средств, волокиты и злоупотребления. По мнению специалистов, лицензированию могли бы подлежать: все виды инженерных изысканий, проектирование и строительство сложных объектов, работы в сложных условиях, специальные работы в грунтах, устройство инженерных систем, возведение зданий и сооружений из сложных металлических, железобетонных и других конструкций (доменные и мартеновские печи, телевизионные башни и др.), монтаж сложного технологического оборудования, экспертиза проектов. Взимание платы за выдачу лицензий, считают предприниматели, не имеет ни правовых, ни экономических обоснований, ее сумма завышена, а расчеты усложнены.

    Участники «круглого стола» отметили, что система лицензирования противоречит, помимо всего, и законодательству о конкуренции и ограничении монополистической деятельности. Особенно тяжело положение в республиках федерации, где госстроями уже выпускаются свои местные положения и создаются лицензионные центры. Так, Союз кооперативов Башкирии вместе с Президиумом республиканского профсоюза считают, что лицензирование нарушает права граждан, в особенности молодых специалистов, и права заказчиков на выбор подрядчиков, что является началом «очередного раунда» по удушению предпринимательской деятельности в строительном комплексе. Президент Союза строительно-промышленных кооперативов и предпринимателей Башкирии направил в Прокуратуру республики ходатайство об отмене документов по лицензированию, принятых местным Госстроем.

    На имя Президента Российской Федерации было отправлено письмо СКПСК с предложениями по государственному лицензированию строительной деятельности.

    В конце прошлого и начале нынешнего года …

    В конце прошлого и начале нынешнего года в правлении Союза архитекторов России была показана очень интересная выставка проектов сельских зданий, разработанных полторы сотни лет тому назад. В экспозиции было представлено более 70 проектов из уникального «Атласа нормальных чертежей сооружений по ведомству Министерства государственных имуществ», созданного в 1842 г. группой молодых архитекторов А. К. Кра-кау, А. И. Резановым и А. К. Росси под руководством уже знаменитого в то время К. А. Тона. Этот атлас хранится в Центральной театральной библиотеке (Москва).

    Несмотря на большую дистанцию, отделяющую время создания атласа от наших дней, он представляет не только исторический, но и практический интерес, и выставка в Союзе архитекторов России пользовалась большой популярностью.

    Современная проектная практика сельского строительства бесконечно далека от подлинных традиций наших предков. Отдавая приоритет единому централизованному проектированию, мы стремимся к полной его унификации и типизации, игнорируя богатство опыта, накопленного веками. Между тем еще в середине прошлого столетия были сделаны реальные и плодотворные попытки централизованного проектирования сельских зданий и сооружений с внимательным учетом региональных традиций в использовании своеобразных архитектурных решений и местных строительных материалов. Государство привлекало лучшие архитектурные силы для создания образцовых проектов, получавших после опубликования значение нормы, которой надо было неукоснительно следовать. Но вместе с тем то же государство официально организовало сбор материалов о характере местных традиций и следило за неукоснительным их соблюдением.

    В этом отношении выставка, организованная Союзом архитекторов России, была очень поучительна. Наш журнал обещает вернуться к этой теме и рассмотреть материал выставки более подробно в одном из ближайших номеров.

    А. Ф. Крашенинников

    Впервые в нашей стране проведена международная …

    Впервые в нашей стране проведена международная выставка, посвященная строительству в условиях вечной мерзлоты — «Эксклимстрой-92». Она была организована акционерным обществом «Экспоцентр» по инициативе концерна «Рос-востокстрой» и проведена в Москве в Выставочном комплексе на Красной Пресне. В международном смотре приняли участие фирмы, предприятия и организации из Австрии, Бельгии, Германии, СНГ, Польши, Финляндии, ЧСФР, Швейцарии, Швеции, Франции.

    Тематика международного смотра охватывала широкий круг вопросов, касающихся архитектурно-строительного освоения северных районов: градостроительство и проектирование, в том числе вахтовых поселков для районов пионерного освоения; инженерные изыскания; объемно-планировочные решения жилых домов, общественных и производственных зданий; инженерные сооружения и коммуникации; технологические особенности способов ведения строительно-монтажных и гидротехнических работ; строительство автодорог, трубопроводов, ЛЭП и гидротехнических сооружений; современные строительные машины и механизмы, оборудование, материалы и транспортные средства в северном исполнении; эксплуатация зданий и сооружений, построенных на вечно-мерзлых грунтах; основания и фундаменты; охрана окружающей среды и экологическая безопасность.

    Активными экспонентами выставки были наши северные организации: проектный институт Норильскпроект и ассоциация строителей «Норильск-строй». Институт представил материалы по жилым и общественным зданиям, детским дошкольным и школьным учреждениям, учебным заведениям для молодежи, ассоциация «Норильскстрой» — по строительству горно-добывающих предприятий, обогатительно-металлургических комплексов, заводов строительной индустрии, объектов энергетики, транспорта и связи, объектов торговли, складского и сельского хозяйства, социальной инфраструктуры.

    Никто из посетителей выставки не мог пройти мимо мощной траншейной колесной машины ТМК-2, представленной Дмитровским экскаваторным (опытно-экспериментальным механическим) заводом. Машина обеспечивает всесе-зонную разработку грунтов с высокой производительностью. Отрыв траншей в талых грунтах при глубине 1,5 м осуществляется со скоростью 700 м/ч, в мёрзлых грунтах —210 м/ч. Рабочий орган — роторный, бесковшового типа. Машина обладает хорошей маневренностью.

    Западногерманская фирма «Vermeer» представила полностью гидростатическую траншейную фрезу для работы в скале, вечной мерзлоте «Вер-меер Т-850» (см. фото).Машину отличает сблокированная конструкция. Сердцем ее является мощный дизельный двигатель Detroit 6V 92 ТА мощностью 342 л. с. Гидравлически поднимаемая и опускаемая кабина этой машины предоставляет машинисту оптимальный круговой обзор. Лепестковая стрела для скальных пород выполнена с большим поворотным колесом для предельно плавного хода копающей цепи. Выставка «Эксклимстрой» работала всего несколько дней, но дала много полезной информации как посетителям, так и самим участникам.

    Авторским коллективом в составе …

    Авторским коллективом в составе архитекторов Л. К. Аверичева, А. Л. Акимовой, конструкторов А. М. Глу-хова, А. С. Ранинского, Е. И. Егоркиной, Т. А. Щербаковой (ЦНИИЭПжилища) разработан проект квартала малоэтажной застройки в микрорайоне № 50 Набережных Челнов.

    Квартал расположен на участке площадью 0,9 га, имеющем уклон в северо-западном направлении, и состоит из шести 2—5-этажных блокированных панельных домов. Они выполнены на основе изделий серии 1 -468БНЧ/1 и серии Э-0907 (141) с шагом поперечных несущих стен 6 и 3 м с использованием вставок из кирпича и газобетонных блоков.

    Авторы предлагают компактную организацию группы жилых домов, позволяющую получить плотность застройки, достаточную для городских условий. Проект включает секционный тип домов до 5 этажей и блокированные дома качественно нового типа, где сочетаются удобства городского жилья с высоким уровнем комфорта с наличием небольшого приквартального участка, с целью приближения людей к земле, что более характерно для сельского жилища.

    Квартиры первых этажей секционных домов также имеют приквартирные огороженные участки.

    В основу композиционного решения квартала положено сочетание геопластики территории строительства с компоновочными возможностями запроектированных жилых зданий.

    В частности, применена сдвижка блок-квартир и блок-секций по горизонтали и вертикали с учетом рельефа и конфигурации участка, перепады по блок-секциям, террасы, подпорные стенки.

    Основой планировочного решения квартала является замкнутый двор, в который входят все приквартирные участки и расположенные здесь же детские, хозяйственные и площадки для отдыха, трибуны в виде амфитеатра, общественная зелень и газоны.

    Планировочно двор-квартал изолирован от основной территории микрорайона, и вход в него возможен только через ворота или из жилых блок-секций, что создает комфортные условия для эксплуатации приквартирных участков и исключает вторжение сюда посторонних лиц. Для хозяйственных нужд на территории двора предусмотрены въезды через запираемые ворота.

    Отметил свое десятилетие единственный …

    Отметил свое десятилетие единственный в мире музей детских театров. Старейший фонд его (хранитель И. Руцин-ская) содержал к моменту юбилея 28.390 единиц — эскизы, макеты, костюмы, материалы кинофотофонда, специальную библиотеку, создаваемую с 1918 года.

    Теснясь в одном из зданий церковного комплекса, ныне возвращаемого исконному владельцу, который напористо торопит с переселением (пока неизвестно куда), музей на разных площадках постоянно устраивает выездные выставки для детей. Так, через временные экспозиции, куклы, томящиеся в застенках хранилищ, обретают жизнь и своего зрителя. Обычно выставки устраиваются с культурной программой. И на этот раз открытие выставки «Из Петербурга в Москву (Наталия Сизых: театрально-декорационное искусство, сценические куклы)», состоявшееся в выставочном зале Тушинского р-на Москвы, сопровождалось представлением петрушечного театра Ольги Гостемиловой, пожалуй, последним, прощальным. Театр, существовавший в штате музея, вынужден покинуть его крышу. Музей, по бедности своей, не может больше платить небольшой труппе театра даже символическую плату.

    А между тем церковь, пытающаяся отделить нежелательных соседей, не понимает своего духовного родства с древним искусством играющих кукол. Ведь общая система мифологических представлений о мире, нерациональная, доэсте-тическая в собственном смысле слова, порождает особую организацию человеком пространства; принципами этой организации определяется устройство театральной сцены, триумфальной арки, алтарной преграды, народной шопки. Театр кукол в его первоначальном, архитектурно-смысловом значении есть своебразное наивное осуществление идеи мироздания.

    Сравните архитектуру кукольного домика с архитектурой культовых храмов, и вы найдете в них полное смысловое тождество. А вертеп! В простой и наглядной форме мы видим перед собой театр, еще вчера бывший храмом.

    Но гонимая ранее церковь, видимо, много потеряла в своей попытке выжить и приспособиться и сильно вульгаризовалась.

    Музей все эти годы не порывал связей с детьми, знакомил ребят с азами музееведения, организовал школу искусств, в которую не было отбоя от желающих, приходилось проводить конкурсный отбор слушателей.

    И. В. Логинов

    Около 3000 лет до н. э. на берегах Нила …

    Около 3000 лет до н. э. на берегах Нила, в оазисе протяженностью 1600 км, возникло древнейшее на земле государство—Древний Египет. За время своего существования, до 30 г. до н. э., оно достигло такого высокого уровня развития, что оставило мировой цивилизации уникальные образцы монументальной архитектуры, строительного и гидротехнического искусства.

    Ежегодно огромная река, выходя из берегов, орошала почвы долины, удобряя их плодородным илом, благодаря чему феллахи могли заниматься интенсивным земледелием. Но чтобы справиться с бурными разливами Нила, нужна была единая система ирригационных сооружений и система ее эксплуатации и ремонта.

    Не менее важная задача — освоение громадной территории Нижнего Египта, сильно заболоченной низменности, через которую река бесчисленным множеством раскинувшихся веером рукавов и протоков впадала в Средиземное море. Два главных рукава ее как бы образовывали гигантский треугольник, очень напоминавший собой по начертанию заглавную букву древнегреческого алфавита. Отсюда ее название Дельта, вошедшее в обиход человечества как понятие низовий рек.

    Ранние поселения здесь устраивались на высоких до 12—15 м платформах. Регулярные наносы ила осаждались между спешно возводившимися валами. В результате территория Дельты приподнялась в течение столетий на добрый десяток метров. Создание этой плодороднейшей равнины, как и высокоэффективной системы ирригационных сооружений,— величайший памятник созидательной деятельности древних египтян.

    Архитектура страны фараонов была многоплановой. Ее характерная черта — галерея (коридор). Большие колонные дворы и залы делались по галерейному принципу: внутренние комнаты и помещения следовали одно за другим в одном направлении вдоль одной оси. Внешние формы построек очень простые — прямосторон-ние и наклонные призмы и пирамиды. Поверхности зданий — плоские и ровные, лишь стены украшались текстами, росписями и барельефами. Окна встречались крайне редко. Освещение решалось с помощью террас и площадок, находящихся на самом верху зданий. Фасады иногда имели колонны.

    Одним из семи чудес света считались пирамиды Хеопса и Хефрена в Гизе. Первые же такие сооружения возведены фараонами III династии Джосером в Саккаре (ступенчатая, высотой 60 м и основанием 1 1 8×1 40 м), IV династии Снофру в Ме-думе и Дашуре (геометрическая и с ломаными гранями). Фараоны этой же династии Ху-фу, Хафра и Менкаура построили для себя такие гробницы, которые вот уже 45 веков вызывают удивление и .восхищение. Первоначальная высота пирамиды Хеопса — 146,59 м, основание — квадрат 232,5×232,5′ м, угол наклона граней — 51 °52′; Хефрена — 143, 5 м, 210,5×210,5 м, 52°20′; Микерина — 66,5 м, 108,5×108,5 м, 51 °20′.

    Не менее величественна архитектура храмов бога Солнца—Ра в Абусире, бога «Солнечного диска» — Атона в Ахе-татоне, дворцов Эхпатона в Ахетатоне, Рамсесса III в Меди-нет-Абу, крепостей и других сооружений, возводившихся из высушенного на солнце глиняного кирпича. Виллы знати, жилища ремесленников, хижины крестьян и небольшие святилища строились из кирпича, тростника, осоки и глины.

    Основным строительным материалом являлся камень различных пород, в том числе асуанский гранит, турский известняк, песчаник, порфир, диорит. В качестве несущих конструкций (опор) использовались стена и стойка (колонна или столб). Стены делались из каменных блоков-квадратов или кирпича. Техника кладки свидетельствовала о влиянии Месопотамии. Каменные колонны существовали трех типов — пальмо-, лотосо- и папи-русообразные. Встречались и
    столбы четырехугольного и многогранного сечения. По ним выкладывались каменные балки, а по тем — каменные плиты, образуя плоский потолок.

    Из инструментов применялись медные либо бронзовые резцы, сверла, долота, тесла, из кожи и дерева изготовлялись шлихтовые и шлифовальные камни, молоты и др. Для проверки точности измерений имелись различные отвесы, нивелиры, треугольники, измерительные линейки. При работах использовались строительные леса и подмости, наклонные платформы-рампы с деревянными санками. Мастера работали по точным тщательно выполненным проектам, чертежам и планам, на которых изображались будущие объекты как в общих чертах, так и в деталях.

    Известны имена древнеегипетских строителей. Среди них — великий инженер и изобретатель, астроном и врач, маг и волшебник, верховный жрец из Гелиополя Имхотеп, строитель комплекса пирамиды Джосера, и носивший придворный титул «брата царя» Хе-мон — создатель величайшего из сооружений Древнего Египта, дошедшего до нас — пирамиды Хеопса.

    Более подробно об удивительной архитектуре, строительном и гидротехническом искусстве, пришедших к нам через тысячелетия, можно прочитать в книге венгерского автора Целлара Каталина «Архитектура страны фараонов. Жилище живых, усопших и богов», иллюстрированной оригинальными рисунками и вышедшей в Стройиздате в серии «Научно-популярная библиотека школьника», но рассчитанной на широкие круги и взрослого читателя.

    А. И. Поляков

    Posted by admin @ 8:16 пп

Comments are closed.