Статистика:

Search

  • 27Июл

    В 1990 г. ЮНЕСКО включило историко-архитектурный ансамбль «Кижи» в реестр всемирного культурного наследия человечества. В том же году завершена разработка концепции и генерального плана развития этого музея-заповедника (авторы: В. Н. Выборный — руководитель, Г. С. Алимова, при участии М. А. Верхов- ской и Н. И. Карташевой). В 1991 г. на ос­нове генерального плана совместно с со­трудниками заповедника О. А. Набоко­вой, С. В. Куликовым, Г. Ю. Буркановым, М. А. Витухновской, С. В. Воробьевой и Ю. Г. Протасовым составлена генераль­ная схема его развития на 1991—2010 гг.

    Что такое Кижи? Это уникальный па­мятник культуры русского Севера, в том числе деревянной архитектуры начала XVIII—XIX вв., отражающий яркий взлет русского зодчества. Представляя собой вершину проявления национального духа и по праву считаясь одним из шедевров ми­ровой культуры, он является также и зри­мым выражением понятия «национальный ландшафт», наряду с новгородским Крас­ным полем и суздальским Опольем, доли­ной р. Клязьмы у Владимира и поймой р. Оки у Рязани. Общий облик Кижского по­госта тесным образом связан с традиция­ми и вкусами допетровского времени, близок эстетическим идеалам Древней Ру­си. Он имеет ясно уловимую общность с живописными и затейливыми панорамами Суздаля и Ростова Великого, Новодевичье­го монастыря и Троице-Сергиевой лавры.

    Кижи — это не только ансамбль погос­та, музей-заповедник и сам остров, но и ансамбли Кижского ожерелья (деревень, расположенных на небольших островах и побережье материка в непосредственной близости от главного острова,— общая площадь ожерелья — 10—1 2 тыс. га), а так­же ландшафты Кижских шхер (бесчислен­ного количества мелких островов и при­чудливых проливов, раскинувшихся на пло­щади около 50 тыс. га) и всей береговой линии Онежского озера. По уникальности и особенностям природно-культурного комплекса они все в целом имеют полную возможность стать и становятся, правда очень медленно, одним из самых значи­тельных и интереснейших музеев народно­го зодчества мира, где седая история за­тейливо и органично переплетена с хруп­кой северной природой, а жемчужины де­ревянной архитектуры соседствуют с зага­дочным и фантастическим наваждением иррациональных пейзажей.

    Кроме того, это и более 150 тыс. ту­ристов в год, огромные теплоходы и пло­ты, хозяйственные рубки леса и промысловая ловля рыбы и многое, многое дру­гое, активно разрушающее экологию сре­ды и духовной культуры, в результате рукотворное чудо — знаменитая Преобра­женская церковь находится в крайне тяже­лом, аварийном состоянии, многие природные комплексы и недвижимые памятники истории и культуры существенно нарушены или пришли в упадок и дегрессию во многом по нашей вине. Уникальный ансамбль — символ могущества и божественности человеческого духа за долгие годы забвения, небрежения и варварского отношения превратился в искалеченный организм, уже на самом пределе выдерживающий разрушительное воздействие времени.

    Более десяти лет идут в основном только дискуссии — «как остановить даль­нейшее разрушение, предотвратить окон­чательную потерю этого великого творе­ния». Мнения специалистов и обществен­ности разделились. Никто не возражает против реставрации прежде всего Преоб­раженской церкви и всего ансамбля. Но очень многие — при всей нашей коррозии профессионализма и отсутствии специа­листов — не уверены в допустимости пол­ной разборки храма. Был даже вариант изготовления полного макета для после­дующей замены подлинника.

    Противники «нового» варианта убеж­дены, что при таком подходе получится новое строение, с историко-культурной точки зрения являющееся чистым новоде­лом и что такой подход никогда не воссоз­даст то, что несколько веков назад было на этом месте — подлинную красоту и не­повторимость двадцатидвухглавой церкви. Убеждены, что ни в коем случае нельзя разрушать гармонию, до сих пор живу­щую в прекрасном ансамбле. Самые бла­гие намерения не имеют никакого значе­ния, когда речь идет о великом произве­дении национального искусства.

    Споры вокруг Кижского ансамбля все продолжаются и продолжаются. Обе сто­роны приводят все более и более весомые доказательства и обоснования своей пра­воты. В то же время еще одна чрезвычай­но важная проблема продолжает волно­вать одинаково всех: как сохранить и за­щитить старинные подлинные и новые бревна, другие деревянные элементы и детали от разрушения окружающей сре­дой, с сохранением их конструктивной способности, не изменяя при этом есте­ственного цвета и фактуры дерева.

    Как же возник и развивался музей-за­поведник? В начале 1950-х г. была выска­зана идея о создании музея около погоста для сохранения хотя бы только «наиболее интересных памятников» (А. В. Ополовни- ков, Л. И. Масленников). Вскоре нача­лась его организация. Первоначально, с 1956 г., стали свозить объекты из ближай­ших к погосту деревень, разрушая столь важную материальную среду самого ан­самбля и характерную исторически сло­жившуюся систему расселения, как бес­спорное явление культуры. Это, напри­мер, дом Ошевнева из дер. Ошевнево в 1 км от погоста, дом Елизарова из дер. Се­редка в 3 км., ветряная мельница из дер. Волкостров в 8 км и т. д.

    Первоначально идея формирования и организации заповедника народного зод­чества была ориентирована на удобство охраны и изоляции памятников на острове, рядом с ансамблем. Через 10 лет, в нача­ле 1960-х гг., А. Ополовников разработал предложения по более свободному распо­ложению объектов музея. Планировался перевоз 15 объектов и организация дере- вень-резервантов Ямка и Васильево. Предлагался вынос гостиницы из музея.

    По генеральному плану 1964 г. (К. Губельман, под научным руководством А. Ополовникова) намечалось продолже­ние развития заповедника в южной части острова, вокруг Кижского ансамбля. Экс­позиционные секторы формировались по территориально-этническим принципам и по национальному признаку. В северной части острова предусматривались гостини­ца, культурно-массовый и хозяйственный секторы, в центральной части — дендро- парк, а в дер. Васильево — пристань.

    В 1967 г. генплан радикально перера­ботали с направленностью уже на «исто- рико-культурный и архитектурный музей» с показом народного зодчества, быта, на­родного искусства, в основном с этногра­фическим характером. Принцип построе­ния музея предлагался типологический, по комплексно-географическим и этничес­ким признакам. Намечался показ народ­ной культуры Карелии в целом и ее раз­личных этнических и географических зон с отказом от экспозиции по историческим периодам. В качестве экспонатов рассмат­ривался комплекс с демонстрацией типо­логии сооружений.

    Предусматривался показ только па­мятников подлинно народной культуры второй половины XIX — начала XX вв: 5 объектов — рядом с погостом, 1 9 — на острове и еще 61 — с перевозом из других мест. Заповедник по-прежнему разме­щался в южной части острова, вокруг ан­самбля. Гостиница и зона отдыха посети­телей переносились на побережье мате­рика к дер. Жарниково и Мальково. Здесь же располагались обслуживающие и спор­тивные сооружения, палаточный тургоро- док и вертолетная площадка, а пристань — в центре музея у дер. Васильево.

    За 30 с лишним лет в музей были све­зены сооружения с разных концов Обоне- жья. Всего около 60 объектов, в том чис­ле 1 церковь, 5 часовень, 2 поклонных креста, 19 жилых домов, 4 бани, 16 амба­ров, 5 мельниц, 2 кузницы. Представлены преимущественно русские постройки Заонежья и карельские из юго-западной час­ти республики. 650 кв. м в этих неотапли­ваемых деревянных постройках-памятни­ках используются под фондохранилища.

    По концепции 1970—1972 гг. (авто­ры — В. Н. Выборный и сотрудники) запо­ведник развивался на принципиально иной основе. Главное — это выход его на терри­тории центральной и северной частей острова на расстояние до 3—6 км от по­госта, а также включение в состав музея значительных территорий исторической системы расселения — от дер. Еглово и Волкостров до дер. Кургеницы и Корба, а также побережья Заонежского полу­острова — от дер. Подъельники до дер. Телятниково и Сычи.

    Экспозиция форми­ровалась на основе исторически сложив­шихся архитектурно-ландшафтных ком­плексов, включающих центральный ан­самбль, деревни острова Кижи и Кижских шхер, а также их природное окружение. Важнейшее мероприятие — перенос из ближней зоны влияния архитектуры погос­та дисгармоничных и диссонансных соору­жений. Перевоз на северную часть остро­ва часовни Трех Святителей XVII—XVIII вв. из дер. Кавгора.

    Реализация генерального плана 1972 г. подтвердила эффективность мето­дологически и архитектурно обоснованной его концепции развития музея -заповедни­ка и формирования его архитектурно-эт­нографической экспозиции, его концеп­туальную направленность. К сожалению, большая часть предложений генплана не выполнена. До сих пор так и нет научно обоснованного проекта сохранения ансам­бля и в первую очередь Преображенской церкви. Остро необходимы ремонтно- консервационные работы по Преображен­ской и Покровской церквям, колокольне, ограде погоста. Необходимы такие же ра­боты на объектах музея на острове Кижи, по Кижскому ожерелью и так называе­мым «фоновым деревням». В этих истори­ческих поселениях не пролегают турист­ские маршруты. Не развивается жилой по­селок в дер. Жарниково.

    Так и не созданы историко-культур­ный и природный национальный парк «Кижские Шхеры» и культурно-природный заповедник «Заонежье». Не организуются водные и смешанные водно-пешеходные экскурсии по Кижскому ожерелью, с мак­симальным снятием нагрузки с централь­ного ансамбля. До настоящего времени не приобретены экологически чистые пасса­жирские суда с малой осадкой вмести­мостью от 30 до 120 человек. Не ограни- зовано 2—3-дневное пребывание туристов на плавучих базах-приютах. Отсутствует зимний туризм хотя бы в уже возможных объемах.

    Музей-заповедник неуклонно разру­шается — всевозможные организации и кооперативы формируют неуправляемый и избыточный поток экскурсантов. Само­деятельные туристы и любители-рыболовы бесконтрольно прибывают сюда на своих плавсредствах. Предлагавшиеся контроль­ные пункты на подъездных трассах так и не созданы. Многие территории уже нару­шены, вытоптаны, захламлены и дегради- рованы. В дер. Васильево долго находится полузатонувший дебаркадер. Севернее этой деревни в полном противоречии с  особенностями заповедника построены база и поселок реставраторов.

    К сожалению, ведется разработка архитектурных и технорабочих проектов «входной зоны» для приема туристов со строительством укрытий от непогоды, что абсолютно недопустимо, так как в принци­пе разрушит характерную художественно- ландшафтную среду. Предполагается раз­местить жилой поселок в дер. Бачурин-на- волок для обслуживающего персонала с целью освобождения экспозиционных па­мятников дер. Ямка, используемых сейчас под жилье. На территориях горизонто- формирующих, непосредственно воспри­нимаемых из музея, все еще ведутся руб­ки лесов Мандеры. Для освоения лесосы- рьевой базы местного лестничества строится магистральная лесовозная до­рога.

    Таким образом, сейчас ансамбль по­госта, как и музей-заповедник в целом, в очень тяжелом критическом состоянии. Необходимы незамедлительные и ради­кальные меры по его спасению. Первый шаг в этом направлении — создание нового генплана и генеральной схемы развития музея-заповедника. Кроме того, в настоя­щее время готовится и постановление Верховного Совета Карелии о передаче ему земель, внутренних водоемов и части акватории Онежского озера в границах охранной зоны.

    Перед началом этой серьезной рабо­ты авторский коллектив всесторонне изу­чил все имеющиеся исторические, науч­ные, статистические, топографические и литературные материалы и документы и провел большой объем натурных исследо­ваний по аналазу динамики изменений пей­зажей и всего архитектурно-ландшафтного комплекса.

    Само слово «Кижи» по различным версиям имеет разные значения. По одной слово произошло от вепско-карельского «кижат» — место для игр, игрище, где в языческую пору, когда человек обожест­влял окружающую природу, здесь, на острове, организовывались обрядовые игры и пляски, сопровождаемые ритуаль­ными заклинаниями и песнями, во время совершения жертвоприношений. По дру­гой — видоизмененное от карельского «ке- за» — лето, юг, то есть южнее, например, погоста «Толвуя» (от слова «талви» — зи­ма, север).

    Спасский погост на Онеге озере из­вестен еще с XV—XVI вв. Как администра­тивный, светский и духовный центр он объединял в 1563 г. 153 деревни из 353 дворов с населением в 443 человека. В конце XVII в. тут уже насчитывалось 1197 дворов с населением до 12 тыс. человек. На погосте устраивались сельские вече (суемы), сходки, мирские суды. Собира­лось от 200 до 5 тыс. человек. Организо­вывались ярмарки. Поэтому имелось мно­го амбаров и лавок, лодок и дворов «на приезд» — своего рода гостиниц.

    Редкий по красоте ансамбль погоста XVIII—XIX вв.— 22-главая Преображенская церковь (1714 г.), 9-главая Покровская церковь (1764 г.) и шатровая колокольня (1874 г.),—являясь выдающимся архитек­турным и строительным сооружением Древней Руси, представляет собой опти­мальную структурно-функциональную и архитектурно-художественную согласо­ванность с окружающей природой, кото­рая объединяет и организует огромное пространство. Его отличает динамичность композиции, сдержанность образа, за­мкнутость, четкость и компактность силу­эта.

    Площадь самого острова — 206 га, протяженность — 7,5 км. Ширина — от 0,3 до 1 км. Население в начале XX в. состав­ляло около 200 человек. Количество дере­вень — 1 5 в 1873 г. и 8 —в начале XX в., дворов — 25 — 35, домов — 27, бань—16, амбаров — 6, риг — 8, мельница — 1. В кон­це XIX в. пашня занимала около 70%, луга—10%, выгоны — 5%. В этот период было около 40 лошадей и до 60 коров.

    Исторически сложившиеся системы землепользования деревень зоны острова с сохранившимися контурами угодий XVIII—XIX вв., восходящими к средневеко­вью, с примыкающими к ним лесами, от­ражающими особенности состава пород и типов лесов XV—XVII вв. и с границами, практически не изменившимися за про­шедшие века, составляют так называемый «бассейн видимости», охватывающий зна­чительные по площади и интереснейшие по красоте и исторической значимости ланд­шафты. Они напоены былинностью и ак­тивно побуждают к творчеству.

    Изучение окружающего остров ланд­шафта позволило открыть в нем неожи­данные свойства, придающие всей этой местности исключительное своеобразие. Анализ структуры архитектурно-ланд­шафтного комплекса, характера пейза­жей, многих панорам и перспектив дает наглядное представление о необычной эс­тетической ценности этого ландшафта, во многом созданного трудом многих поко­лений жителей за 4 столетия. Простран­ства острова, Кижского ожерелья и Киж- ских шхер тем более ценны, что они бу­квально насыщены памятниками архитек­туры, археологии, истории.

    Среди них — селища и межевые ка­менные гряды-ровницы, трассы дорог и урочища, места исторических событий и мемориальные объекты, причем как из­вестные ранее, так и выявленные и локали­зованные в процессе работы. Наиболее интересны перспективы, в которых при­сутствует ансамбль погоста со знамениты­ми церквями Спаса Преображения и По­крова Богородицы и ставшим уже в наше время непременным его элементом — бе­лой лошадью по кличке «Машка».

    Очень важно сохранить этот ланд­шафт — простор, красоту, гармонию, не­большие деревушки на фоне бесконечно­го леса, его духовную значимость, ведь за ним скрываются еще не разгаданные пол­ностью такие понятия как память событий и память места. Неприкосновенность все­го этого дает возможность в будущем еще многое изучить, понять, сделать до­стоянием истории.

    Большое экологическое значение для всего района Кижских шхер имеет то, что их ландшафты составляют единый геобио­логический комплекс с участками корен­ных лесов по водоразделам и гряд холмов Заонежского полуострова. Тем и ценен ландшафт острова и шхер, что он своеоб­разен и неповторим в каждой точке и в то же время составляет единый неразрывный организм сложного культурно-экологи- ческого комплекса. Правда, в 1989 г. со­здан зоологический заказник на площади 50 тыс. га с целью охраны фауны шхер.

    А как быть с историей, памятниками культуры, архитектурно-ландшафтной средой? Думается, что давно настала пора организовать крайне необходимый истори- ко-культурный и природный парк «Киж- ские Шхеры», идея которого была выска­зана автором еще в 1970—1972 гг. и в принципе одобрена всеми организациями и ведомствами. Но увы…

    Каковы же основные положения но­вой концепции Кижи-2001?

    В генеральном плане 1990 г. уточнена концепция 1972 г. реорганизации и даль­нейшего развития музея-заповедника, предложены решения по формированию его архитектурно-ландшафтного облика и экспозиционной структуры, даны основ­ные принципы развития по главным на­правлениям деятельности, по комплексной организации обслуживания туристов и эк­скурсантов, по природоохранным меро­приятиям.

    Предложения концепции направлены на приоритетное решение в первую оче­редь задач сохранения ансамбля погоста Кижи, преемственного и органичного раз­вития собственно комплекса музея-запо­ведника, воссоздания и реставрации сис­темы освоения и расселения, сохранив­шихся сооружений, историко-архитектур- ной и ландшафтной культурной среды, по­селений, угодий острова и шхер в целом, ландшафтно-пейзажных особенностей всего этого района, существенного улуч­шения экологической ситуации.

    В генплане регламентируются основ­ные направления и параметры сохранения историко-культурного наследия, культур­ных ландшафтов острова, его окрестнос­тей, ожерелья, шхер и Заонежья. Предло­жена система охранных территорий и ан­самбля и музея-заповедника. Раскрыты главные достаточно эффективные подходы и принципы деятельности последнего.

    Важным представляется положение о создании единого «организма» — пред­приятия по сохранению, реставрации и ис­пользованию объектов историко-культур­ного наследия, по сохранению и восста­новлению природно -антропогенных исто­рических ландшафтов района острова и шхер.

    Чрезвычайно актуален подход, на­правленный на воссоздание былой харак­терной и традиционной системы расселе­ния Кижского погоста — округа бывшей Спасопреображенской волости и земле­пользования, создающей предпосылки для восстановления исчезнувших деревень и в других местах, формирования постоянно­го сельского населения, возрождения тра­диционного сельскохозяйственного ком­плекса, народных ремесел и промыслов. Эффективным будет предложение о су­щественном расширении границ музея-за­поведника с включением в его состав час­ти соседних островов, а также поселений на побережье материка и островах Б. Кли- мецкий и Б. Леликовский.

    Главными для концепции генплана яв­ляются ландшафтно-архитектурный прин­цип реорганизации, дальнейшего формирования и развития музея-заповедника; воссоздание на научной исторической ос­нове системы расселения на острове Кижи и его района; реставрация архитектурно- ландшафтного ансамбля как основы раз­вития музея-заповедника; реставрация культурных ландшафтов острова и его района на островах и побережье мате­рика.

    Предлагается в принципе новый статус района острова — как уникальной природ- но-исторической территории (аналогичный рекомендуемому для Валаамского архи­пелага). Для окружающих район острова Кижи местностей устанавливается статус «зоны охраняемого природного ландшаф­та» по формирующим природный ком­плекс и горизонтообразующим коренным лесам побережья — Мандере и островам с сохранением и воссозданием местных экосистем. Этот статус опирается на еди­ную систему охраняемых территорий За­онежского полуострова, предложенную автором еще двадцать лет назад.

    В генплане предусмотрено незамед­лительное проведение столь остро необ­ходимых природоохранных мероприятий по поддержанию природно-ландшафтных комплексов и сохранению флоры и фауны района острова и шхер. Охране редких ти­пов экосистем безусловно будет способ­ствовать формирование «сети» памятни­ков природы на островах и побережье ма­терика.

    Предполагается восстановление и во­влечение в оборот на базе сети малых крестьянских хозяйств и кооперативов зна­чительных площадей старопахотных зе­мель. Кстати, они тут самые плодородные во всей округе. До сих пор бытует термин «кижский чернозем» — шунгутовые почвы, постоянно самоудобряющиеся под дож­дем.

    Целесообразно организовать произ­водство традиционными методами эколо­гически чистой продукции в районе остро­ва Кижи, в частности на островах Б. Кли- мецкий, Б. Леликовский, Волкостров, и др., а также на побережье материка от западной оконечности до села Великая Гу­ба и дер. Сибово и Типиницы. Это обеспе­чит воссоздание, что очень важно, харак­терной системы расселения, масштабов и характера освоения в границах охранной зоны музея-заповедника.

    Основные рекреационные террито­рии, в том числе для водного «оседлого» и пешего туризма, размещены на западном и северо-западном побережье Заонеж- ского полуострова при создании на нем историко-культурного и природного на­ционального парка «Заонежье» площадью 120 тыс. га.

    Таким образом, основа концепции — комплексная охрана и воссоздание при- родно-ландшафтного и культурного про­странства шхер, а также Заонежья, сохра­нение его одухотворенности, биоэнергети­ки, поэтики, ауры, то есть понимание и развитие района острова Кижи как целост­ного природно-хозяйственного и этнокуль­турного комплекса.

    По генеральному плану 1990 г., как и 1972 г., музей-заповедник «Кижи» объе­диняет и синтезирует историко-архитек- турный заповедник на базе ансамбля по­госта, объектов района острова и Кижско­го ожерелья, а также межрегионального историко-архитектурного и этнографичес­кого музея типа «скансен».

    Архитектурно-этнографические сек­торы рассматриваются как характерные традиционные поселения, размещаемые на местах исторических деревень на острове Кижи и в его районе — на остро­вах и побережье материка и создаются из наиболее типичных планировочных струк­тур и типов домов с воссозданием и рес­таврацией традиционной хозяйственной деятельности в пределах экспозиционной и охранной зон. Ведущий принцип экспони­рования — создание архитектурно-ланд­шафтных комплексов, в качестве вспомо­гательных принципов могут использоваться типологический или историко-архитектурный.

    При моделировании архитектурно- ландшафтных секторов с воссозданием облика старинных деревень-резерватов, в случае невозможности обеспечить пере­возку подлинных сооружений, в исключи­тельных случаях возможно создание ко­пий-макетов по образцам и обмерам. При этом обязательным должно быть сохране­ние характерных пространственно-компо­зиционных параметров ансамбля погоста, особенностей его видовых связей с исто­рическими поселениями.

    В пределах охранной зоны музея-за­поведника вводится понятие охраняемых красных линий, характерной традиционной планировки и элементов старинной за­стройки, землепользований, поселений, лугов, пашни и лесов в целях закрепления основных средоформирующих элементов ландшафтов музея-заповедника.

    Важным является выделение старин­ных поселений со статусом «фоновых де­ревень». Некоторые из них, являющиеся резерватами, включаются в состав экспо­зиции музея и относятся к его заповедной зоне. Режим воссоздания этих поселе­ний — реставрационный. В других анало­гичных деревнях предлагается размеще­ние приютов для туристов и жилья для со­трудников музея-заповедника.

    Главный принцип формирования эк­спозиции — это, прежде всего, сохранение памятников архитектуры и истории на своих местах и перевоз их в музей только в исключительных случаях при невозмож­ности сохранения в районах создания, а также отсутствия регионального музея-за- поведника. Во-вторых, характерные ланд­шафт и среда — органичная часть старин­ного экспозиционного объекта, включаю­щая сооружения и хозяйства.

    Основой композиционной структуры музея-заповедника, вокруг которой фор­мируются его комплексы и ансамбли, яв­ляется водная поверхность заливов и про­ливов шхер. Ведущей доминантой остает­ся Кижский ансамбль. Объекты значитель­ной высоты предлагается размещать в зо­нах, не связанных структурно, компози­ционно и визуально с погостом.

    В основе проектного решения — об­разный композиционно-архитектурный и эмоционально-художественный сценарий для ведущих экспозиционных комплексов. Система «видовых кадров» предусматри­вается как средство разработки архитек­турно-ландшафтных экспозиций музея-за­поведника.

    В заключение следует еще раз под­черкнуть, что музей-заповедник Кижи рассматривается как архитектурно-ланд- шафтное и природное ядро в составе об­ширной заповедной историко-культурной и природно-ландшафтной территории на­ционального парка «Заонежье».

    В. Н. ВЫБОРНЫЙ, заслуженный архитектор России

    Posted by admin @ 8:23 пп

Comments are closed.