Статистика:

Search

  • 04Авг

    Работу по реабилитации детей-инвалидов надо начинать с раннего возраста. Полноценная реабилитация может быть проведена только в специализированном дошкольном учреждении. Если дети с недостатками зрения находятся под наблюдением офтальмологов и дефектологов с 2—3 лет, то к 6—7 годам зрение значительно улучшается и они могут поступать в общеобразовательные школы для здоровых детей, не чувствуя себя при этом ущербными.

    Отечественные и зарубежные медики и психологи утверждают, что не сама инвалидность, а конфликтная ситуация, возникающая при взаимодействии инвалида с неприспособленным предметно-пространственным окружением вызывает у него комплекс собственной неполноценности.

    Поэтому в реабилитационном процессе важную роль играет не только работа медиков и педагогов с детьми, но и воздействие окружающей среды. Качество и продолжительность восстановительного периода находятся в прямой зависимости от того, как организована архитектурная среда учреждения, в котором ребенок живет и лечится. Таким образом, архитектор невольно становится участником реабилитационного процесса. Правильно организованная архитектурная среда может выполнять функции своеобразного восстановительного элемента.

    На основе комплекса медицинских, педагогических, социальных, психологических требований ЦНИИЭП учебных зданий составлены рекомендации по созданию архитектурной среды специализированных детских дошкольных учреждений — СДДУ. Принципы и приемы формирования такой среды включают архитектурно-планировочную организацию участка, объемно-планировочную композицию здания в целом и отдельных его элементов, световое, цветовое и акустическое решения помещений.

    Архитектурная среда СДДУ должна обладать социально-адаптационными и коррегирующими свойствами. Для этого необходимо устранить «архитектурные барьеры», облегчить зрительное восприятие, создав комфортное световое и цветовое решения помещений, облегчить ориентацию в здании и на участке, повысить уровень воспринимаемой информации, создав благоприятные условия работы здоровых органов чувств, обеспечить комфортное психологическое окружение и направленное коррегирующее воздействие на дефекты органа зрения и сопутствующие аномалии психофизического развития.

    Очень важно выявить «архитектурные барьеры» — элементы предметно-пространственного окружения, являющиеся источниками травм и при взаимодействии с которыми дети с недостатками зрения испытывают затруднения.

    Рекомендуется устранить препятствия на пути движения (пороги, оборудование, конструктивные элементы). Если это невозможно, то о них следует информировать при помощи звуковых, цветовых, световых, фактурных информационных указателей. Острые углы, выступающие части оборудования и мебель желательно скруглить. Ручки, поручни должны быть рационально размещены, иметь форму, удобную при эксплуатации. Необходимо, чтобы поверхность пола была без бугров и перепадов уровней, не скользкой и не блестящей.

    Цветовое решение приобретает особую важность, оно должно создавать благоприятные условия для зрительного восприятия, хорошую психологическую среду, облегчать ориентацию. Восприятие света слабовидящими снижается в направлении фиолетового и красного частей спектра. Поэтому следует отдавать предпочтение цветам желто-зеленой части спектра.

    Теплыми цветами, контрастными с общим цветовым решением, выделяются — маршруты движения полосой шириной 50 см на полу; указатели направления движения на полу, стенах, дверях протяженностью не менее 60 см; места повышенной опасности окраской по принципу «зебра»; начало и конец лестничного марша полосой шириной 40 см на полу, стене, перилах на расстоянии 20 см перед началом и концом марша.

    Последние исследования гигиенистов (Ю. М. Дворянцева) показывают, что в целях создания комфортной световой среды для детей с дефектами зрения следует применять лампы накаливания, в крайних случаях — люминесцентные, но недопустимо одновременное их использование. Искусственное и естественное освещение в помещениях СДДУ должно быть регулируемым. Для этого предусматривается система комбинируемого (местного и общего) искусственного освещения, раздельное включение групп светильников, а естественное — должно обеспечивать левостороннее освещение столов для игр и занятий.

    Затруднения при ориентации возникают как следствие недостатка информации об окружающем мире. Для облегчения ориентации необходимо применение единого объемно-планировочного модуля в здании и на участке для создания ритма при восприятии пространства; использование простых, ясных и знакомых форм при оформлении интерьера, а также цветовых, световых и фактурных ориентиров; единое оформление аналогичных функциональных элементов; выделение пространственных направлений «верх», «низ», «право», «лево», «вперед», «назад» при помощи контрастного светового, цветового и фактурного решений.

    Продуманная фактурная обработка поверхностей несет дополнительную информацию об окружении. Фактурой, контрастной с общим решением, выделяются основные пути движения полосой шириной 50 см на полу, указатели направления движения на полу, стенах, дверях протяженностью 25—35 см, таблички с указанием назначения помещения на стене перед входом или на дверном полотне, начало и конец лестничного марша полосой на полу, стене, перилах на расстоянии 20 см перед началом и концом марша.

    При разработке объемно-планировочного решения здания СДДУ очень важно применять единый объемно-планировочный модуль, организовывать простую, ясную, беспрепятственную систему коммуникационных связей, включать в состав групповой ячейки кабинет дефектолога, плеопто — ортоптическую комнату, класс предметно-практического обучения, удалять и изолировать административно-хозяйственные помещения от специальных, общих, медицинских и групповых ячеек.

    Участок СДДУ необходимо организовать таким образом, чтобы обеспечивались короткие, удобные связи помещений с соответствующими площадками участка, где следует предусматривать систему ориентиров.

    Η. Н. КОЛОКОЛЬЦЕВА, кандидат архитектуры

    Posted by admin @ 4:29 пп

Comments are closed.