Статистика:

Search

  • 04Авг

    Казачий десятник К. Москвитин так делится своими впечатлениями о бурятах после поездки к князю Турухаю-табуну: «Платья носят по-брацки (т. е. по-буряцки — И. В. Л.), тулупы бархатные и камка на золоте. А кому они молятця, и то писано всякими розными красками по листовому золоту, а лица писаны по листовому золоту человеческие… а иные у них болваны серебряные волячные в пол-аршина, золочены. И те их болваны и писаные лица ставлены по их вере в мечетех войлочных и книги у них по их вере есть ж, а писаны по бумаге, а молятся они, мунга-лы (буряты — И. В. Л.) князь Турокай-ба-бун и люди ево, перед теми своими болваны и писаными лицами на коленках стоя, и по книгам своим говорят своим языком, и обеих рук упирают пальцами себя в лоб, и падают перед ними в землю. А перед болванов они и написаных лиц ставят чаши серебряные з горячим угольем, а на уголье кладут ладан росной…» («Материалы по истории русско-монгольских отношений. 1636-1654». М., 1974).

    Русские появились в Забайкалье в середине XVII в. До их прихода буряты находились на начальной стадии консолидации, формирования своей народности. Этот процесс завершился примерно в первой половине XIX в.

    Буддизм стал распространяться в Бурят-Монголии еще до прихода сюда русских. А религиозная реформа императрицы Елизаветы Петровны, по которой был утвержден штат в 150 лам, освобожденных от податей и повинностей, привела к дальнейшему распространению буддийской религии в Забайкалье. Большинство известных в Бурятии дацанов появилось в XVIII и XIX вв. На территории проживания селенгинских монгол-бурят в XIII в. возникли более десяти дацанов, в том числе Гусино-Озерский. Он являлся в прошлом главным центром буддизма у бурят, а настоятели его в основном избирались хам-ба-ламами.

    И. В. Логинов

    Фото С. М. Конечных

    Posted by admin @ 4:32 пп

Comments are closed.