Статистика:

Search

  • 04Авг

    Уже в доисторические времена люди начали строить. Прежде всего жилища. Сначала землянки, шалаши, потом — настоящие дома. Именно строительство — важнейший вид деятельности человека — позволило людям существовать на севере и на юге, в низинах и на горах, в пустыне и влажных джунглях. Удобство, надежность и красота дома, этого ценнейшего для человека пространства, огражденного, выделенного из безграничного пространства природы строительными средствами, шли рука об руку. Так, уже на заре цивилизации родилась архитектура, которую в древности называли матерью искусств.

    Многие думают, что архитектурное произведение — это хорошо выполненная постройка, облицованная дорогостоящими материалами, украшенная резьбой, орнаментом, а то и специально выдуманными формами, которые так и называют архитектурными. Думают, что это и есть «красота».

    Это далеко не так!

    Четких границ между хорошо, искусно выполненной постройкой и архитектурным произведением не существует. Многие сооружения не имеют никаких украшений или специальных архитектурных форм, а между тем привлекают внимание человека изяществом или величием, производят своим видом особое, иногда очень сильное впечатление. Подобные сооружения — египетские пирамиды — мы и опишем сегодня.

    Пирамиды — это гробницы фараонов, могущественных правителей Египта, которых древние египтяне считали божественными. Крупнейшие пирамиды находятся в Гизе, рядом с Каиром. Они были возведены между 2800 и 2400 годами до н. э. и целые пять тысяч лет противостоят атмосферным влияниям, землетрясениям и варварскому разрушению людьми. Хотя их полированная каменная облицовка давно сорвана для позднейших построек и их поверхность теперь образована ступенями кладки каменного внутреннего массива, пирамиды и в наши дни потрясают своим величием всех, кому посчастливилось их увидеть.

    Самая большая пирамида фараона Хеопса имела высоту 147 м. Сторона ее квадратного основания — 233 м. На сооружение этой огромной каменной массы пошло 2,5 млн. каменных блоков. .Средний вес одного блока — около двух тонн, самой большой глыбы — 30 т. Блоки вырубали в горах, везли на стройку, отесывали и укладывали на место так тщательно, что в швы нельзя было втолкнуть иголку. На стройке работало сто тысяч человек в течение 30 лет. Не зря древние греки считали пирамиды одним из «семи чудес света»! Но как велось строительство, доподлинно неизвестно. Ведь египтяне того времени еще не знали колеса, еще не приучили животных тянуть грузы. У них были только канаты, салазки на деревянных полозьях и деревянные рычаги!

    Пирамиды — чудо не только строительное, но и архитектурное. О чем только они не говорят человеку, что только не подразумевают! Возвышаясь на границе пустыни, как бы естественно вырастая из нее, они кажутся естественным творением природы. Однако их не спутаешь с горами. Такую четкую, огромную геометрическую форму мог создать только человеческий разум и руки. Четыре равнобед-
    ренных треугольника сходятся вершинами в одной точке над центром основания, словно устремляясь вверх и образуя вертикаль, незримую, несуществующую, но твердо установленную человеком, уходящую в небо, в космическое пространство.

    Вертикаль связывает землю, человека и космос. Это путь восхождения в небо духа божественного фараона, покидающего тело при смерти человека. Египтяне верили в вечную жизнь, в возвращение духа после длительных странствий к телу. Поэтому тело надо было сохранить навечно. Его превращали в мумию, снабжая всем, чем мертвый был окружен при жизни: одеждой, едой, утварью… и конечно домом. Гробница — это вечный дом умершего. Он должен быть особенно прочным. Назначение пирамиды — сохранить для вечного духа фараона его превращенное в мумию тело.

    Чем более могущественным был умерший, тем больше, величественнее была его гробница.

    Пирамиды фараонов — самые грандиозные гробницы, когда-либо созданные людьми. Массивные, в точности одинаковые спереди, сзади и с боков, незыблемые в своем замечательном равновесии, они являют собой образ устойчивости, нерушимого покоя. Они созданы навсегда. Это — прямо-таки подлинный, видимый и осязаемый «знак» или, как говорят, символ самой вечности.

    Сияя освещенными гранями на солнце и при луне, чернея силуэтом в тени сгрудившихся туч, и днем и ночью они не только блюдут покой фараона, они хранят также на веки веков память о нем.

    Способность увековечивать… Такова одна из возможностей архитектуры. Не случайно через пять тысяч лет мы вспоминаем Хеопса. Такой выразительный монумент он себе воздвигнул.

    Монумент — французское слово, обозначающее памятник. Отсюда происходит слово монументальность, обозначающее свойство, качество архитектуры, позволяющее выразить в постройке силу, мощь, значительность. Раз появившись, это качество прошло через тысячелетия. Разные народы достигали его разными средствами, добивались в своих зданиях разной степени величия. Но ни один народ не сумел превзойти в монументальности своих построек божественных фараонов Древнего Египта.

    А. И. ОПОЧИНСКАЯ, кандидат архитектуры

    Posted by admin @ 4:34 пп

Comments are closed.