Статистика:

Search

  • 06Авг

    В нашу бурную перестроечную эпоху интенсивно видоизменяются политическая структура, хозяйственный механизм, организационная система. Создается новая, демократическая форма власти, благодаря которой сами граждане через своих представителей в Советах народных депутатов смогут осуществлять планы и проекты, диктуемые жизнью.

    В сфере архитектуры и градостроительства перестройка должна коснуться всех звеньев: от перемещения центрального органа структуры управления проектированием на самый высокий уровень государственной власти — на уровень Совета народных депутатов — до радикального раскрепощения строительства в плане широчайшего использования материалов, конструкций, вовлечения в подрядную деятельность всех видов предприятий, в том числе и кооперативных, способных выполнять работы по сложным индивидуальным проектам. Необходимо решительно преодолеть «панельную монополию» Мосстрой-комитета, о чем справедливо ставит вопрос инженер Т. Олизько в статье, опубликованной в «Архитектуре» (1989, № 10).

    Несколько раньше по поводу преодоления командно-административного стиля руководства Мосгорисполкома было написано и разослано «Открытое письмо трудовых коллективов организаций Главмосархитектуры» (март 1989 г.). Адресуясь в Политбюро ЦК КПСС, МГК КПСС, Моссовет, редакции газет «Правда», «Труд», «Литературная газета», на Центральное телевидение, восемь ведущих институтов ГМА от имени 12-тысячного коллектива выразили решительный протест против силового давления Мосстройкомитета на деятельность проектных организаций Главмосархитектуры.

    В отношении использования новой роли местных Советов для формирования социального заказа на строительство достаточно определенно высказывались кандидаты в народные депутаты СССР — архитекторы. Мне также приходилось не раз выступать со следующей идеей: образовать Мосархитектуру непосредственно при Моссовете — в качестве постоянной комиссии городского Совета народных депутатов с одновременным приданием максимальной самостоятельности и экономической мобильности проектным организациям и производственным звеньям системы Главмосархитектуры.

    И еще одно важное условие: для того чтобы создание Мосархитектуры (в виде постоянной комиссии Моссовета) стало реальностью, необходим соответствующий закон СССР. Предпосылкой для этого может служить решение, принятое Советом Союза Верховного Совета СССР нового созыва от 3 июня 1989 г. об образовании комитетов, в том числе Комитета по строительству и архитектуре.

    Развивая далее структуру комитета, можно было бы образовать постоянные комиссии по архитектуре и градостроительству как в составе Верховного Совета СССР, так и при Верховных Советах союзных республик, при Советах всех рангов территорий, в том числе городов и поселков.

    Закон СССР, легализующий и подкрепляющий работу всей системы таких комиссий, должен называться «Об архитектурно-градостроительной ответственности и самостоятельности Советов в решении проблем комплексного развития подведомственных территорий».

    Предлагаемая Мосархитектура может выступать как модель управления архитектурно-градостроительными процессами в столицах союзных республик, Ленинграде, других крупных городах страны.

    Рассмотрим возможную структуру взаимодействия Мосархитектуры с проектными организациями типа Моспроект («Моспроект-1», «Моcпроект-2», «Моспроект-3», МНИИПОКОЗ и др.). Прежде всего это взаимодействие — двухступенчатое, т. е. первая (верхняя) ступень управления— Мосархитектура, вторая (нижняя) — проектные организации в составе объединений (ПО, НПО, ПСО и др.).

    Было бы целесообразно, если б в состав постоянной комиссии по архитектуре и градостроительству Москвы (Мосархитектуры) входили: депутатская группа специалистов, центральный координационный аппарат, а также рабочие органы ГМА.

    Последние в следующем составе:

    а) подкомиссии муниципально-коммунальной и жилищно-демогра-фической политики;

    б) подкомиссии производственно-экологической и территориально-хозрасчетной политики;

    в) подкомиссии законодательно-кадастровой и регионально-хозяйственной политики;

    г) центра информатики, статистики, компьютерного мониторинга и коллективного принятия решений;

    д) проблемного совета архитектурных мастеров;

    е) общественного архитектурно-художественного совета с госинспекцией, госохраной и госконтролем по памятникам архитектуры, градостроительства, монументального искусства, истории и культуры;

    ж) межведомственного архитектурно-градостроительного арбитража;

    з) территориально-отраслевой акционерной кооперации производства, представленной в Мосархитектуре, в ее руководящих органах своими членами.

    Через свои рабочие органы Мосархитектура будет проводить единую архитектурно-градостроительную и техническую политику, организовывать корректировку и реализацию Генерального плана развития Москвы и московской агломерации функционировать в качестве единого заказчика на разработку комплексных целевых программ и выполнение проектных, изыскательских и других работ, связанных с осуществлением полного инвестиционного цикла по объектам на подведомственных территориях.

    В состав территориально-отраслевой акционерной кооперации производств как сферы методологического руководства, осуществляемого одним из восьми рабочих органов ГМА, могли бы входить такие организации, как НИиПИ генплана г. Москвы, УПЗ, Мосгоргеотрест, «Моспроект-1», «Моспроект-2», «Моспроект-3», МНИИПОКОЗ, Моспром-проект, Мосинжпроект, фабрика «Картолитография».

    Эти организации представляют собой самостоятельные звенья территориально-отраслевой кооперации, действуют на основе аренды, образуя объединения с институтами и предприятиями различных ведомств, реализуют в своей деятельности разнообразные формы заказа, подряда и хозрасчета (з том числе с инофирмами).

    При этом группа институтов, входящих сегодня в состав Главмосархитектуры, будет в новой структуре осуществлять свои функции в соответствии со следующим кругом задач (их — восемь).

    формирование социального заказа. Социальный заказ должен являть собой синтез социально-экономических и культурно-исторических требований. Его подготовка — результат совместной скоординированной работы архитекторов, ученых, специалистов-смежников и потребителей — будущих пользователей сооружений, жителей домов. В заказе формируется пространственно-деятельностная концепция (в форме документов: «Концепция», «ТЭО», «Эскизный проект») объектов разного уровня — территории, города, района, комплекса, здания и т. п.

    планирование, нормирование и типологизация объектов архитектуры и градостроительства в синтезе с комплексным развитием подведомственных территорий.

    При этом соблюдается специализация проектных организаций по территориальному признаку:

    «Моспроект-2» — центр Москвы;

    «Моспроект-1»— Москва между Садовым кольцом и МКАД;

    «Моспроект-3» — ЛПЗП — Подмосковье.

    (МНИИПОКОЗ и Моспромпроект, как специализированные институты, осуществляют свою деятельность по всей территории московской агломерации).

    регулирование застройки, гармонизация интересов отраслей, территориального развития и экологии,   увязка архитектурно-градостроительных решений с решениями, принимаемыми в рамках ныне действующих 26 целевых комплексных народнохозяйственных программ (а также в рамках программы «Прогресс-95»), распространяющих свое влияние на Москву.

    Согласование и увязка проектов жилищного и культурно-бытового строительства, предусмотренных программой «Жилище-2000», с решениями по размещению и выводу промышленных предприятий, их обезвреживанию, регулированию промузлов.

    реализация отношений региональной (муниципальной) формы собственности на подведомственных   территориях — (центра, города и ЛПЗП Москвы) через механизмы полного хозрасчета, самоокупаемости, самофинансирования проектно-планировочных работ и арендного подряда.

    Эта задача может быть решена за счет формирования фондов в бюджете Москвы и области (с предоставлением «Моспроектам» части средств, заработанных напрямую — вводом в действие архитектурно-градостроительных пространств), имеющих свой эквивалент стоимости наряду со стоимостью «квадратных метров» и «штук» объектов соц-культбыта. Этот эквивалент выступает как статья городского бюджета в разделе национального дохода, исчисленного методом «конечного использования» (как суммы непроизводственного потребления и накопления).

    Полученная таким образом «квота Моспроектов» является одним из главных источников выручки от реализации совокупного продукта региональной деятельности. Она присваивается как доля проектировщиков этих институтов и нормируется Моссоветом.

    Необходимы также образование концессий (с головной ролью Моспроектов по проектированию, застройке и эксплуатации фрагментов территории Большой Москвы) и формирование фонда архитектурно-градостроительного развития (из отчислений по нормам землепользования, дифференциальной ренты по кадастрам и коэффициентам разнокачественной инфраструктуры, налогам на предприятия и ведомства, договорным взносам и поступлениям из фондов общественных организаций).

    образование и эффективное использование террито-риально-отраслевой акционерной кооперации, состоящей из Моспроектов, других проектных организаций, НИИ, ПО, подрядных фирм, кооперативов, объединенных в НПО, других ассоциаций по «горизонтальным» и «вертикальным» связям.

    Преодоление за счет подобных объединений сложившейся в Москве монополии Мосстройкомитета на строительные работы. Создание на базе Моспроектов конкурирующих фирм различной мощности, работающих на арендном подряде.

    Проведение конкурсов на исполнение социального заказа Моспроектами и фирмами на лучшие способы реализации проекта силами всевозможных подрядных звеньев этих фирм с гонорарной системой оплаты эскизной стадии и премированием за высокое архитектурно-художественное качество исполнения в натуре.

    проведение совместными усилиями (посредством участия в работе Совета архитектурных мастеров Моспроектов) плюралистической концепции формирования архитектурно-градостроительного и культурно-исторического облика Москвы и городов ЛПЗП.

    радикальное совершенствование архитектурного проектирования в условиях необходимости использования типовых решений и выпуска массовой рабочей документации. Возможность за счет применения информатики, средств компьютерной графики и электронных видео-коммунальных систем в сжатые сроки добиваться высококачественных согласованных с заказчиками и подрядчиками решений, устранять конфликты с населением.

    коренное переоснащение научно-технической и методологической базы работы Моспроектов, реорганизованных в НПО. Выдвижение новых идей, нормативов, оригинальных планировочных и архитектурных композиций, социальных и технических инноваций, охраноспособных решений, активный поиск организаций и фирм (в том числе инофирм), способных финансировать и реализовать эти решения.

    Широкое использование фондов общественных организаций и акционерных банков для получения заказов на качественно новые, нетривиальные задания (в рамках согласованного социального заказа), для которых гибко видоизменяются как структуры, так и состав объединений, создаваемых на базе Моспроектов.

    В целом силами всех звеньев и подразделений Мосархитектура сможет осуществлять следующие функции.

    Проведение экономически активной региональной политики в Московском регионе, обеспечение самостоятельности Совета в решении проблем комплексного развития подведомственных территорий средствами архитектуры и градостроительства.

    Осуществление строгого контроля за выполнением архитектурно-градостроительных решений, принимаемых на основе всесторонних обсуждений с общественностью.

    Принятие решений по разработке проектов охранных зон памятников истории, культуры, архитектуры, проведение вневедомственных экспертиз по использованию, учету, реставрации, пропаганде памятников и осуществлению нового строительства.

    Устранение спорных вопросов между ведомствами, коллективами, гражданами по поводу решений, принимаемых в соответствии с Генеральным планом развития Москвы, ЛПЗП, московской агломерации.

    Практическое использование потенциала региона Москвы как центра реального сопряжения крупных отраслей материального производства, науки, образования и культуры, преодоление деформаций узкоотраслевого «стройпромышленного» освоения застройкой по волевым решениям руководителей исполнительных органов. Достижение этой важнейшей функции за счет образования территориально-отраслевой акционерной кооперации производств, создания научно-проектно-стро-ительных объединений, варьирования формами заказа и подряда.

    Использование объективных предпосылок и экономических рычагов, доступных местному городскому Совету (фонда комплексного развития подведомственных территорий, дифференциальной ренты за пользование объектами инфраструктуры, арендной платы, кредита, налогов и др.), для наиболее эффективного использования мощностей научно-изыскательских, проектных и других организаций в разработках планов и проектов развития и реализации Генерального плана Москвы, ЛПЗП, московской агломерации.

    Председатель Мосархитектуры — главный архитектор г. Москвы действует от имени постоянной комиссии по архитектуре и градостроительству при Моссовете и представляет ее во всех учреждениях, организациях и на предприятиях. Как депутат Моссовета и Верховного Совета СССР, он участвует в законотворческом процессе, вносит на рассмотрение конституционных органов проекты законов, постановлений, решений и распоряжений по вопросам, входящим в компетенцию ГМА.

    ПРЕДЛАГАЕТСЯ СЛЕДУЮЩАЯ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ ПО СОЗДАНИЮ МОСАРХИТЕКТУРЫ:

    1. Обсуждение настоящего проекта в коллективах, подготовка и представление в Верховный Совет СССР, Верховный Совет РСФСР, Моссовет и Мособлсовет проекта закона СССР «Об архитектурно-градостроительной ответственности и самостоятельности…»

    2. Подготовка и представление на Съезд народных депутатов РСФСР специального доклада.

    3. Подготовка и обсуждение в коллективах нового статуса проектных организаций, объединений.

    4. Подготовка программного документа — предвыборной платформы кандидатов в депутаты Моссовета от архитекторов города Москвы.

    5. Принятие постановлений, закона СССР и всех документов о создании системы Мосархитектуры.

    Posted by admin @ 5:39 пп

Comments are closed.