Статистика:

Search

  • 06Авг

    «Ярославль красоты неописанной. Всюду Волга и всюду история…» — писал в середине прошлого века замечательный русский поэт — романтик Аполлон Григорьев. И даже среди этой рукотворной, природной и исторической красоты выделяется удивительно прекрасная церковь Ильи Пророка. Находящаяся сейчас в центре главной площади города, она построена в 1647— 1650 гг. на месте старого деревянного храма на средства знаменитых скупщиков пушнины Иоаникия и Вонифатия Скрипиных, несметные богатства которых вынуждали считаться с ними даже царя и патриарха. Первоначально церковь была поставлена в центре купеческой усадьбы, расположенной на перекрестке двух главных улиц Земляного города, и вместе с жилыми домами и хозяйственными постройками составляла небольшой замкнутый ансамбль.

    В 1777 г. Ярославль получает статут губернского города. Для него разрабатывается новая регулярная планировка: от новой главной площади — Ильинской — прокладываются лучевые магистрали, на которых возводятся крупные общественные здания в стиле русского классицизма. И прекрасный храм оказывается в центре этой площади, замыкая перспективу нескольких улиц и приобретая значение главного архитектурного акцента.

    Представляя собой пятиглавое четырехстолпное сооружение на подклете с тремя приделами, широкими двухъярусными галереями с домообразными крыльцами и шатровой колокольней (причем один из приделов — Ризположенский — также завершается великолепным восьмигранным шатром), церковь образует очень живописную и асимметричную, но в тоже время строго уравновешенную пространственную композицию.

    Огромную художественную ценность имеет роспись внутренних стен собора, выполненная пятнадцатью мастерами под руководством прославленных костромских мастеров Гурия Никитина и Силы Савина при участии ярославских изографов во главе с Дмитрием Семеновым, где одновременно с библейскими мотивами встречаются и сюжеты нравоучительные и сцены из повседневной жизни. Благодаря особенному ритму рисунка и великолепным цветовым сочетаниям чистых звонких красок создается впечатление узорчатости и сказочности фресок. Это яркое и необычайно нарядное убранство на много лет вперед определило широкое развитие декоративного начала в оформлении интерьеров ярославских храмов и по праву вошло в сокровищницу древнерусского искусства.

    Прекрасный храм — сказка, дивно изукрашенный не только росписями, но и изразцами, ковкой, резьбой, пришедший к нам из XVII в.— золотого века Ярославля, золотого века его торговли, архитектуры, живописи, тактично окаймлен со всех сторон на просторной трапециевидной площади административными, общественными и жилыми зданиями. Среди них — комплекс корпусов Присутственных мест, к которому в 1820-х гг. по проекту арх. П. Я. Панькова был пристроен восьмиколонный портик, быв. дом Сорокиной, быв. усадьба Матвеевского, быв особняк Вахромеевых, а также современное здание, построенное в 1981 г. по проекту ЦНИИЭП им. Б. С. Мезенцева.

    Posted by admin @ 5:41 пп

Comments are closed.