Статистика:

Search

  • 06Авг

    В Москве с 17 по 22 ноября 1991 г. был проведен российско-американский семинар по использованию механизмов рыночной экономики в ускоренном решении жилищной проблемы в Российской Федерации. В его работе с американской стороны принимали участие представители Национальной ассоциации недвижимости США, Министерства международного развития США, Министерства жилища и городского развития США, Мирового банка, ученые и предприниматели. Присутствовали также представители Германии и Польши.

    С российской стороны принимали участие работники Министерства архитектуры, строительства и жилищно-коммунального хозяйства. Министерства экономики и финансов. Министерства юстиции, Академии наук, Российского союза строителей, научных, проектных, строительных, коммерческих и общественных организаций Москвы, Санкт-Петербурга и ряда других городов.

    Семинар открыл председатель Комитета Верховного Совета России по строительству, архитектуре и жилищно-коммунальному хозяйству Е. В. Басин. Были зачитаны приветствия Президента России Б. Н. Ельцина, Председателя Верховного Совета России Р. И. Хасбулатова. К участникам семинара обратился посол США в нашей стране Р. Страус.

    На этой деловой встрече были сделаны доклады российскими и американскими участниками. В процессе обсуждений и дискуссий достигнуто взаимное понимание проблем развития жилищного сектора в России, выработаны совместные рекомендации. в том числе для включения в проект Закона РСФСР «О жилищной реформе».

    Ниже публикуем рекомендации семинара и статью Н. М. Согомонян, сделанную автором на основе ее выступления на этой деловой встрече.

    В одном из следующих номеров предполагаем опубликовать обзорную статью по выступлениям американских и других зарубежных специалистов — участников семинара.
    РЕКОМЕНДАЦИИ Российско-американского семинара по использованию механизмов рыночной экономики в ускорении решения жилищной проблемы в России
    Для преодоления сложившейся ситуации в жилищном секторе экономики Российской Федерации необходимо осуществление радикальной реформы.

    I. Основной целью является реформа законов и норм, регламентирующих право собственности и владения недвижимостью, определяемой как земля плюс все здания и сооружения на ней. Эта реформа должна проводиться в соответствии со следующими принципами:

    1. Частная собственность на недвижимость должна поощряться и находиться под защитой.

    A) Недвижимость, не нужная государству для его нынешних или будущих потребностей, в кратчайшие сроки должна продаваться для освоения частным или другим юридическим лицам с целью обеспечения упорядоченного и хорошо функционирующего рынка по купле-продаже, аренде недвижимости.

    Б) Недвижимость должна свободно переходить из рук в руки в результате купли-продажи или наследования по завещанию без каких-либо ограничений.

    B) Недвижимость, находящаяся в частной собственности, но необходимая государству, может перейти в его собственность при условии: если недвижимость отчуждается для общественных целей в результате процедуры, удовлетворяющей законному порядку, и если владелец недвижимости получает справедливую компенсацию.

    Г) Использование недвижимости частными владельцами должно осуществляться в соответствии с проектами застройки, нормами здравоохранения, безопасности и защиты окружающей среды.

    2. Должен быть учрежден и вестись государственный регистр всей недвижимости в России, в котором полностью должно идентифицироваться право собственности на недвижимость и передача этого права, а также все ограничения этого права, которые могут быть вызваны закладными, удержанием имущества до
    уплаты долга или другими юридическими ограничениями, обеспеченными законодательно.

    3. В обязанность государственных органов входит создание и обеспечение эксплуатации необходимой инфраструктуры, в том числе дорог, водоснабжения, канализации и энергообеспечения.

    4. Размеры налогов на недвижимость основываются на рыночной стоимости недвижимости в соответствии с последовательными и недискриминационными стандартами и должны периодически корректироваться.

    II. Цель жилищной политики должна заключаться в предоставлении российским гражданам широкого выбора жилья с учетом места проживания, жилищной обеспеченности, форм жилья, включая односе-мейные и многосемейные дома, а также форм владения жильем, находящимся в собственности или арендуемого.

    Для достижения этой цели следует осуществить следующие политику, программы и действия:

    1. Предоставить расширенные возможности для частных застройщиков в строительстве жилья.

    2. Создать систему финансовых организаций, в функции которых будет входить финансирование жилищного строительства, приобретение жилья по рыночным ценам посредством юридически санкционированных ссуд под закладные.

    3. Поощрять производство и реализацию строительных материалов для обеспечения строительства малоэтажного жилья индивидуальными застройщиками и небольшими подрядными организациями.

    4. Продавать (приватизировать) жилища, принадлежащие государству, в частную собственность, обеспечивая возможность достаточного выбора арендного жилья для удовлетворения потребностей лиц, которые не могут или не хотят его покупать.

    5. Пересмотреть генпланы населенных мест, выделив территории для строи-
    тельства большего количества малоэтажных и односемейных жилых домов.

    6. Обеспечить налоговые льготы, кредитные гарантии и другие стимулы для поощрения российских и иностранных инвесторов, вкладывающих деньги в строительство, приобретение, ремонт и модернизацию недвижимого имущества.

    7. Разрешить сдавать в аренду недвижимость и особенно жилье по рыночным ценам. Там, где цены слишком высоки для населения, жителям в качестве элемента социальной политики должны предоставляться субсидии для покрытия разницы между рыночной ценой и арендной платой, которую имеет возможность внести арендатор.

    8. Поощрять управление государственным жильем частными эксплуатационными организациями или ассоциациями жильцов.

    Кроме того, необходимо предусмотреть законодательные и нормативные меры по:

    обеспечению условий, при которых строительство и эксплуатация жилища станут экономически выгодными;

    переходу от строительства жилья преимущественно за счет государственных средств и его распределения к системе стимулирования вложения средств граждан и других негосударственных инвесторов в строительство и приобретение жилья;

    приватизации жилищно-эксплуатационных организаций, созданию конкуренции между частными эксплуатационными фирмами и поэтапному переходу от преимущественно государственного содержания жилищного фонда к субсидированию и налоговой поддержке отдельных граждан, нуждающихся в социальной защите;

    обеспечению условий по постепенной ликвидации заселения квартир несколькими семьями (коммунальных квартир);

    совершенствованию системы стимулирования кооперативного жилищного строительства как наиболее распространенной формы использования средств населения в городском строительстве;

    легализации и учету жилищного строительства на дачных и садовых участках, обеспечение их инфраструктурой и преобразованию этих территорий в районы индивидуальной пригородной или сельской застройки;

    разукрупнению и разгосударствлению больших предприятий и организаций строительной индустрии, демонополиза-
    ции производства и созданию конкуренции производитепей с целью внедрения более простых и дешевых конструкций с использованием местных строительных материалов, возобновляемых природных ресурсов, в том числе леса, и отходов производств для малоэтажного строительства.

    III. Учитывая всесторонний характер правовых и экономических реформ и изложенных целей в области жилья, целесообразно упорядочить и развивать советско-американское сотрудничество, кон-
    такты с Мировым банком в направлениях:

    1. Обеспечения постоянного и эффективного обмена информацией и техническими консультациями по вопросам жилищного строительства и финансам, а также по вопросам частной собственности, маркетинга, менеджмента, составления документов по переходу прав на недвижимость, регистрации земельных участков, прав землевладения и землепользования.

    2. Осуществления политики, программы и действий, изложенных в частях I и II.

    Posted by admin @ 6:24 пп

Comments are closed.