Статистика:

Search

  • 06Авг

    Крым замечателен и разносторонен. Он поэтичен и одновременно трагичен. Горы, море, курорты, нестертые следы войны. Тут многое, что привлекает внимание, вызывает желание узнать больше, изучить глубже. Хотя бы лестницы. Строить их вынуждает здешний рельеф. Условия места предопределяют характер сооружения. Если человек это понимает, то достигает естественного сочетания с природой.

    Наиболее известны в Крыму лестницы Севастополя — классическая, Графской пристани, и Синопская, на подъеме к Нагорной площади. Но самая величественная — Большая Митридатская в Керчи. Общая высота ее — 32 м. Протяженность — 132 м. Ширина проступи — 40 см.

    Ее я впервые увидел во время войны. Советские войска только что освободили город. После обследования и подсчета профильного металла на трофейном складе между причалами Опасное и Жуковка решил посмотреть разрушенную

    Керчь. До горы Митридат — семнадцать километров. Временами доносились звуки взрывов. Это подрывники очищали участки заминированного города.

    Подъем в гору начинался внушительной лестницей с широкими маршами, расходящимися от поворотных площадок в два узких, боковых. По ней предстояло пройти приблизительно половину пути. Далее к вершине петляла тропа. По обе ее стороны горный склон был изрыт воронками от снарядов вперемешку с выбросами земли и камня, в хаосе которых то тут то там попадались черепки античной посуды, черные, белые, терракотовые. Наконец, на фоне неба возникла стройная ротонда — часовня-мавзолей над могилой известного археолога Ивана Стемпков-ского. Она была сильно повреждена: в стене на высоте около 1,5 м зияло отверстие, пробитое артиллерийским снарядом…
    Спускался я по склону в сторону моря к разрушенному зданию в дорических формах, построенному Стемпковским специально для музея античных находок из раскопок в Крыму. От этой копии храма Тезея уцелели стилобат, цоколь и нижние барабаны колонн. Между ними стояло несколько больших амфор. Но начинало смеркаться, а до причала почти три часа быстрого хода. Пришлось возвращаться.

    Более внимательно осмотреть Большую Митридатскую лестницу довелось только после войны. Ее композиционная структура своеобразна и не имеет аналогов. Великолепие и гигантские размеры лестницы, соотношение размещений маршей и площадок обусловлены местным рельефом и ориентировкой склонов горы. При почти типовых основных элементах великолепно созданы максимальные возможности обзора и окружающих панорам и самой лестницы за счет разности высот, изменения направлений маршей и подпорных стенок. Чтобы посмотреть назад или в сторону , не нужно останавливаться и оборачиваться, как обычно. Здесь площадки и марши направлены так, что, поднимаясь по ним, человек естественно поворачивается во все стороны.

    Композиция лестницы прямоугольна и выглядит очень простой: нет сужающихся маршей, косых направлений или криволинейных очертаний. По-видимому, автор ее стремился к соответствию архитектуре античной Греции, а также и Музея древностей Стемпковского. Лестница состоит из трех секций, разделенных двумя поперечными улицами — Константиновской (ныне улица 23 мая 1919 года) и выше — Митридатской. Сливаясь с площадками лестницы, они беспредельно расширяют обзор в стороны.

    Секции находятся на разной высоте, но по общей средней оси симметрии. Они похожи, но ни одна не является повторением другой, так как в них закономерно различны высоты и ширина (самая широкая вверху). Примечательно и то, что по мере подъема средние лобовые стенки сделаны выше, чтобы их верх был постоянно виден снизу. Ради этого боковые марши удлинены, благодаря чему увеличена ширина верхних секций.

    Лестница прожила более 150 лет. От усадки и оползней возникли заметные деформации, нарушилась правильность линий, сместились ступени, изменились их размеры, обветшали балюстрады и парапеты. Во время войны утрачены два скупьптурных грифона — символических стражей Керчи, стоявших на уровне верхнего парапета первой секции лестницы. Осенью 1944 года была снесена часовня-мавзолей Стемпковского.

    В 1987 г. Большую Митридатскую лестницу стали реставрировать. На прежнем месте установили грифоны, заново выполненные в мастерской скульптора Р. Сердюка на основе изображений их на чертеже Д. Дигби и уцелевших обломков прежних изваяний. Трудно сказать, насколько точно они повторены, но мифические животные выразительны: в напряженном повороте шеи и гибкого тепа приподняты готовые к взмаху могучие крылья, полураскрыты грозные клювы, взгляд устремлен над распластавшимся внизу городом с широким заливом, мачтами кораблей и портальными кранами, в туманную синеву моря, за горизонт. О, им есть что стеречь! Еще много, очень много бесценных сокровищ хранят древние курганы Керченского полуострова!

    Б. М. НАДЕЖИН, кандидат архитектуры

    Posted by admin @ 6:32 пп

Comments are closed.