Статистика:

Search

  • 06Авг

    Беседа обозревателя журнала И. В. Логинова с вице-президентом Российского союза строителей А. М. Сидориным

    — Александр Михайлович, в прошлый раз мы закончили наш разговор на том. что в одних странах, например США, Великобритании, системы сертификации работают в общественно-предпринимательских формах и государство их практически не касается, а в других странах, например в Венгрии, Финляндии, сертификация является предметом государственной политики.

    Чем обусловлены столь разные подходы?

    — Это, действительно, очень интересный и глубокий вопрос. В большинстве европейских стран сертификацией в той или иной степени ведают государственные органы, что не мешает ей быть столь же эффективной, как и в США.

    Добрая слава финских строителей заслужена не менее, чем высокая репутация американских.

    Различия в системах и в подходах основываются на исторических, национальных. географических и других особенностях каждой страны.

    Как известно, даже системы права, существующие в мире, разделяются на две — англосаксонскую, или прецедентную и континентальную, или кодифицированную. В одной системе больше свободы, зато в другой больше порядка. Мы знаем, что и то и другое — оружие обоюдоострое.

    — Что же является подходящим для наших условий , для Российской системы сертификации?

    — Для нашей страны наиболее целесообразной представляется европейская система.

    — До европейского качества нам очень далеко. То, что хорошо работает там, совсем не обязательно будет так же хорошо работать здесь.

    — Хорошим примером может служить Испания. В свое время там создали жесткую государственную систему сертификации, основанную на глубоком и повседневном вмешательстве государства в экономику.

    Практика показала, что на том этапе общественного развития жесткая система позволила быстро внедрить идею сертификации и приучить производителей и потребителей к ее существованию.

    В процессе дальнейшего развития экономики и общественных отношений, или, иначе говоря, повышения зрелости общества, жесткая система перестала себя оправдывать.

    Вспомним, что Испания еще на нашей исторической памяти была тоталитарным государством, хотя и не таким подавляющим всякую общественную инициативу, как наше.

    Излишняя зарегулированность вполне зрелого общества стала тормозом в развитии и совершенствовании материальной сферы бытия.

    В Испании сумели ощутить происхо-
    дящее, проанализировать опыт более передовых в техническом отношении стран: Германии, Франции и быстро переориентироваться в вопросах политики качества.

    — Как же там поступили? Неужели сломали государственный механизм в этой области? Весь мир знает, как тяжело сдается бюрократия в любой стране.

    — Да, испанцам это удалось. Государственные органы по сертификации и испытаниям были ликвидированы.

    Заинтересованные общественные силы, или, говоря проще и конкретней, промышленники. коммерсанты, потребители и правительство создали национальную организацию по вопросам стандартизации, сертификации и испытаниям в форме общественного объединения.

    Испанское правительство сумело преодолеть. недоверие к своим экономическим и общественно активным гражданам, признало тем самым их зрелость, способность к структурной саморегуляции, готовность к принятию на себя ответственности перед обществом.

    Этот путь от тоталитарной системы до свободной, от подозрительности и мелочной опеки до признания и доверия занял более десяти лет.

    — Так как же будет развиваться система сертификации у нас ? В России все будет посложней: и просторы не чета испанским, и в нормальной экономике мы не жили, и много всего другого.

    — Учитывая наш исторический опыт, существующие реалии и многое другое, присущие именно нашей стране, необходимо приходим к тому, что наша система сертификации наиболее эффективно будет действовать, если сможет сочетать в разумной пропорции свободу и регулирование, жесткость и гибкость.

    — Как же можно достичь одновременно таких противоположных целей?

    — Этого можно попытаться достичь, если создать организационную структуру по предлагаемой нами двухуровневой модели.

    ВЕРХНИЙ УРОВЕНЬ

    Центральный орган по сертификации —

    — Российский федеральный архитектурно-строительный регистр. Это орган государственного управления, наделенный соответствующими властными полномочиями.

    В то же время Российский федеральный архитектурно-строительный регистр— коллегиальный орган, в котором ‘непосредственно представлены все заинтересованные организации:

    органы государственной власти и управления,

    профессиональные общественные организации,

    органы надзора и контроля, общества потребителей,

    профсоюзы, ассоциации предпринимателей и так далее.

    Представители всех этих организаций
    будут работать вместе в высшем органе Российского федерального архитектурно-строительного регистра. Эта структура строится так же, как специализированные организации ООН или другие международные и национальные организации, занимающиеся похожими проблемами. И название мы предлагаем для него из числа не очень привычных слов — Ассамблея. Представительство интересов разнообразных объединений и слоев населения оправдывает некоторую его пышность.

    Во многих странах это слово привычно для слуха, надеемся, что оно приживется сейчас и у нас.

    Исполнительным органом Российского федерального архитектурно-строительного регистра предполагается Коллегия, возглавляемая председателем, которая будет заниматься всеми текущими проблемами.

    Оперативную работу должны осуществлять технические комитеты, каждый из которых будет заниматься специализированными проблемами.

    Подобная структура центрального органа принята практически во всех странах и международных организациях. Наша схема несколько попроще и приспособлена к отечественным правовым, экономическим и психологическим реалиям.

    НИЖНИЙ УРОВЕНЬ

    Открытая система независимых хозрасчетных органов по сертификации, испытательных лабораторий, учебных заведений и других организаций, осуществляющих задачи по регистрации, сертификации, надзору.

    Вхождение в эту систему осуществляется путем аккредитации.

    Если Российский федеральный архитектурно-строительный регистр призван заниматься стратегическими проблемами, методологией, правовым обеспечением, нормами, вопросами гармонизации международного сотрудничества, ведения Государственного Регистра, то органы по сертификации — это рабочие лошади. Они будут производить все процедуры — регистрации, сертификации, выдачи свидетельств, заниматься надзором, аккредитацией, аттестацией.

    Аккредитоваться будут, конечно, не все желающие подряд. Самые компетентные, независимые коллективы, в чьей ответственности можно быть уверенным, станут первыми органами по сертификации в строительном комплексе России.

    — Кто же это такие, в чьей объективности и компетентности можно не сомневаться, неужели такие есть? Мы настолько привыкли к тому, что все отечественное хуже, чем иностранное, что невольно переносим это отклонение и на конкретных людей, и на коллективы.

    — Вот тут-то пригодятся заработанные долгими годами имя, престиж фирмы. И такие фирмы в нашем отечестве есть.

    Posted by admin @ 6:51 пп

Comments are closed.