Статистика:

Search

  • 06Авг

    Впервые село Останкино упоминается в Межевой книге 1558 г. села Ростокино как владение боярина Сатина. В 1584 г. усадьба уже принадлежала дьяку Посольского приказа Щелкалову. В начале XVII в. во время польско-шведской интервенции она сгорела. В 1620 г. царским указом пожалована князю Черкасскому, который восстановил ее. В 1678—1692 г. «каменных дел мастером» Павлом Потехиным была сооружена церковь Святой Троицы, сохранившаяся до наших дней.

    В 1743 г. Останкино переходит во владение графа П. Б. Шереметева. При его сыне Н. П. Шереметеве в усадьбе перестраиваются жилые хоромы, перепланируется парк, а в самом центре возводится дворец-театр (1791—1797). Чтобы реализовать это, вызывается крепостной арх. А. Ф. Миронов, уже занимавшийся строительством театральных помещений во владениях Шереметевых. Проекты разрабатывались арх. Ф. Казио и Д. Кваренги. Для создания хорошей акустики залов применено дерево.

    Законченное вчерне уже к зиме 1792 г., оно не удовлетворило заказчика. Чтобы соединить его с жилыми постройками и создать единый архитектурный ансамбль, пригласили арх. Ф. Кампорези. На основе его проекта, переработанного арх. П. И. Аргуновым — сыном выдающего крепостного художника И. П. Аргунова, и был создан к лету 1795 г. Останкинский дворец. Дальнейшее расширение центрального здания театра производилось по проектам арх. Е. Назарова и Д. Кваренги, также переработанным П. И. Аргуновым в соотвествии с пожеланиями самого Шереметева.

    В центре ансамбля двухэтажная часть поставлена на низкий цокольный этаж, декорированный легкой рустовкой. Фасад членится двумя боковыми лоджиями с колоннами ионического ордера. Четко выделен средний портик с колоннами коринфского ордера, увенчанный фронтоном. Завершает здание круглый бельведер с пилястрами и балюстрадой. Вокруг всей центральной части здания проходит пояс с барельефами работы известных русских скульпторов Ф. Г. Гордеева и Г. Т. Замараева.

    Примыкающие низкие и широкие проходные галереи ведут к боковым флигелям — павильонам Египетскому и Итальянскому. От них в парадный двор идут другие галереи, образующие вместе с центральным корпусом П-образную форму. Общий вид дворца со стороны парка менее строг и официален. Фасад его украшен многочисленной скульптурой, поставленной в нишах. Монументальная колоннада поддерживает высокий фронтон с лепным гербом Шереметевых.

    В прилегающей к дворцу части парка сохранилась старая регулярная планировка XVIII в.: зеленый ковер — партер, по краям которого мраморные бюсты — гермы и вазы.

    В создании подлинной гармонии искусств, достигнутой в Останкине, участвовали сотни мастеров самых разных специальностей, начиная от плотников и кончая живописцами, мастеров прикладных ремесел, украшавших интерьеры. Решение архитектурного пространства дворца, мельчайшие детали деревянной позолоченной резьбы, обильно использованной в убранстве,— все оставляет впечатление художественного единства, как будто это произведение создано одним гениальным творцом. Думается, что истоки высочайшего уровня архитектуры интерьеров Останкино нужно искать в общей высокой художественной культуре страны XVIII в.

    Posted by admin @ 6:57 пп

Comments are closed.