Статистика:

Search

  • 22Май

    Эта точка зрения в свою очередь отразилась на мировоззренческих пози­циях советского гуманитарного научного комплекса, который дал научное обосно­вание насильственному переводу кочевни­ков к оседлости, происходившему в 30-х годах XX в. на территориях азиатской части СССР и Монгольской Народной Рес­публики и которое нанесло непоправимый ущерб этноэкологическим системам в масштабах Евроазиатского суперконти­нента.

    Нельзя оставить без внимания и иную точку зрения — о пассионарности кочевых культур, выплескивающих из своих недр на периферию маргинальной зоны обед­невших кочевников, превращающихся впоследствии в оседлых земледельцев. Соответственно изменяется и их материально-пространственная среда, архитек­тура жилища. Человек переходит из под­вижного в стационарное жилище по прин­ципу «из лучшего в худшее».

    Два подхода, по сути, подчеркивают оппозицию в развитии кочевых и оседлых обществ. Накладывают они свой отпечаток и на интерпретацию архитектурной среды этносов с различными формами хозяй­ственно-культурной деятельности. Упро­щая, можно сказать, что архитектура кочевого общества положила начало «азиатской» архитектуре, а оседлого общества — «европейской» архитектуре. Следует подчеркнуть, что и первая и вто­рая точки зрения констатируют переход человека от кочевья к оседлости, из под­вижного жилища в стационарное жилище в процессе эволюции. То есть они обосно­вывают происхождение стационарного жилища из подвижного.

    Поиск объективной картины развития архитектурно-строительных культур на Евроазиатском суперконтиненте застав­ляет пристально взглянуть на две про­блемы:

    -  каковы признаки кочевых и осед­лых обществ и их взаимоотношения,

    —  какова роль архитектуры в индентификации.

    В настоящей статье — на основании анализа археологических, исторических, иконографических материалов, результа­тов натурного обследования бурятских улусов — поселений, проведенных автором в 1987-1991 гг. в Бурятской ССР, Иркут­ской и Читинской областях — выдвигается принципиально новая концепция эволюции архитектурно-строительной           культуры народов Сибири, Дальнего Востока и Цен­тральной Азии.

    Одно из наиболее ранних известий об архитектурных традициях народов Цен­тральной Азии относится к народу бома — предкам бурят, проживавшему в районе озера Байкал. Как свидетельствует древнекитайская летопись «Новая Танская история» (VI—VIII вв.) бома «пашут поля на лошадях… хотя разводят лошадей, но не ездят (на них, т. е. не кочуют.—Б. Ж.), пьют кумыс… соединяют бревна на подо­бие сруба колодца, покрывают берестою (так) и делают дома»1.

    Posted by admin @ 3:53 пп

Comments are closed.