Статистика:

Search

  • 09Апр

    Вы видели много архитектурных школ, чем отличается от них МАрхИ?

    Я действительно побывал во многих архитектурных школах мира, но никогда не испытывал зависти к творческому аспекту. Я всегда завидовал материальной базе, восхищался их столами, оргтехникой, оборудованием макетной мастерской. Творческие результаты всегда были сопоставимы, и мы всегда обладали «особостью». Это прежде всего происходит из той традиции, которая лелеется коллективом преподавателей.

    Существует, правда, и критика в консерватизме нашего учебного плана, но мы намечаем и новые пути организации учебного процесса. И все же наше отличие от других архитектурных школ основывается на традициях, на безусловно художественном подходе к решению всех учебных задач. Нас отличает, например, и такая, вроде бы наивная и рутинная деталь, как натягивание бумаги на подрамник. Никто и нигде в мире этого уже не делает. Но мне кажется, что и это каким-то образом влияет на конечный результат. Может быть, натягивание подрамника — это как надевание манишки и фрака перед выходом на сцену. Ну и конечно, работы МАрхИ отличает удивительный полет фантазии, воображения.

    Говорят, что в последнее время значительно активизировались международные контакты МАрхИ?

    Институт всегда посещали архитекторы со всего мира. В нашей книге почетных посетителей много известных имен, среди них Нейтра, Кан, Майер, Но мы никогда не могли выйти на активное творческое взаимодействие, на совместные проектные семинары, конференции, особенно для студентов.

    Сегодня мы смогли превратить международные контакты из чего-то исключительного в необходимую часть нашей жизни. Мы даже выдвинули такой лозунг: «Каждый студент за время учебы должен побывать за рубежом».

    Здесь кроме чисто творческих задач важно показать будущим архитекторам жизнь, которая идет по другим законам, и результаты этой жизни, и значение архитектуры в этом мире.

    Когда я был студентом МАрхИ, то узнал ректора в лицо, только когда учился на втором курсе. Между ректором и студентом большая дистанция. Как вы считаете, надо ли ее сокращать?

    Я бы хотел, разговаривая с каждым студентом, знать, кто он такой, и называть его по имени, а он чтобы называл меня по имени-отчеству. Я не уверен, что сегодняшний студент знает, как меня зовут, хотя мы встречаемся первого сентября на первом курсе и я представляюсь.

    К сожалению, жизнь такова, что в повседневной суете ректору больше приходится общаться с «сильными мира сего», чем со студентами. И надо бы встречаться в обыкновенной, желательно творческой обстановке. Но это, к сожалению, происходит эпизодически. Две вещи помогают мне не утратить контакт со студентами — это их присутствие на заседаниях ученого совета и моя преподавательская работа.

    Студенты приходят и уходят, а преподаватели остаются. Каковы же главные проблемы преподавательского корпуса МАрхИ?

    По всей видимости, сейчас будет происходить смена поколений. Смена поколений всегда проходила очень болезненно. Я думаю, что и сейчас это будет процесс очень не простой. Наступает время, когда к руководству ведущих кафедр приходят более молодые люди.

    Вторая важная проблема — взаимоотношения со студентами. Мы уходим от системы обучения, напрямую связанной с командно-административной системой, при которой в значительной степени не жажда знаний и необходимость их получения заставляли учиться, а угроза санкций за непосещение занятий, несдачу работ и так далее. Так вот, сейчас мы переходим на другую систему, когда институт не будет гарантировать распределение, а выпускник сам будет искать работу. Рейтинг, полученный студентом за время учебы, и будет определять его качество и соответственно его цену. У нас разрешено свободное посещение после второго курса (кроме творческих дисциплин).

    Самостоятельность и ответственность студентов резко возрастают. И привыкнуть к тому, что студент может не приходить на занятия, трудно для многих преподавателей. В прошлом году в первый раз у нас на третьем курсе студенты записывались к педагогам. Преподаватели были вынуждены рассказывать о себе, демонстрировать привлекательность своего метода.

    Posted by admin @ 11:34 дп

Comments are closed.