Bitcoincasino.us review is the leading international media hub for the land-based and

Статистика:

Search

  • 21Ноя

    А. И. ОПОЧИНСКАЯ, кандидат архитектуры

    СРЕДИ плоской равнины итальянской Кампании стоят рядком, словно пасущиеся мастодонты, грандиозные сооружения — храмы древних греков. Когда в 1787 году сюда, на юг от Неаполя, добрался великий немецкий поэт Гете, путешествовавший по Италии, он ужаснулся их мощи. Привыкнув к изящным колоннам древнего Рима, он три дня приходил в себя. Наконец, признал — удивительную силу и полноту жизни вложили в камень эллинские зодчие.

    Древние греки были смелы и предприимчивы. Плавая по Средиземному морю, они уже с VIII в. до н. э. стали основывать на его берегах новые города-колонии. В таком городе, Посейдонии (ныне это Пестум), стоят три храма, ужаснувшие Гете. Хотя стены храмов разобраны на камень, хорошо сохранились окружавшие их навесы, называемые колоннадами, или портиками. Храмы построены из прочного известняка. Их поверхность, изъеденная дождями и морскими ветрами, груба, шероховата, но все еще чувствуешь тонкость каменных деталей. На южном солнце тени четко рисуют их архитектурные формы.

    Что такое греческий храм? Это комната, помещение для культовой статуи. Его называют целлой. К целле обычно примыкал портик. У больших храмов, таких как в Посейдонии, портики-колоннады окружали целлу со всех 4 сторон. Такой тип храма назывался периптером.

    Из трех храмов Посейдонии два посвящены Гере. Второй из них лучше всего сохранился. Он был построен после 468 г. до н. э., когда посейдоняне стали победителями на всеэллинских Олимпийских играх (вон когда уже были командные соревнования!). Храм поставлен на трехступенчатом основании. Его длина — 60 м, ширина — 24 м. На боковые стороны выходят по четырнадцать колонн; на торцевые фасады — по шесть. Над торцевыми фасадами поднимаются треугольники фронтонов.

    Однако ни стены храма, ни кровли из каменной черепицы не сохранились. Сквозь колоннады видно небо. Взойдя на ступени, пройдя за колонны, трудно представить себе внутренние размеры целлы, ее былой сумрак… Ведь в стенах целлы не было окон. Лишь сквозь огромный дверной проем восходящее солнце бросало луч на статую богини. Внутри целлы — теперь
    прямо на свету и частично разрушенные — стоят слева и справа двухэтажные колоннады. Некогда, словно почетная стража, обрамляли они проход к статуе небожительницы: «Волоокая Гера богиня» называл ее слепец Гомер. Но статуи нет. Нет и задней стены целлы. Внутренние колоннады ведут … сквозь храм.

    Но возвратимся наружу. Мне предстоит описать результат двухвековых художественных поисков греческих архитекторов. Результат этот — архитектурный ордер. По-латыни значит порядок, определенное сочетание и построение частей. В данном случае частей строительных: ступенчатого основания-стилобата, несущих колонн, и несомых частей перекрытия, называемых антаблементом. Ордер — своеобразная, созданная древними греками стоечно-балочная система. Тот или иной вариант ее присутствует в каждом греческом, да и римском храме.

    Храмы в Посейдонии построены в дорическом ордере, который зародился в Греции, где жили дорийские племена. Отсюда и название. Другой ордер называется ионическим. Он сложился на берегах Малой Азии и на островах Эгейского моря, где жили ионяне. О нем мы расскажем особо и позднее.

    Колонна дорического ордера стоит прямо на стилобате. Ее массивный ствол сужается кверху и имеет как бы некоторую припухлость — энтазис. Ствол покрыт желобками — канеллюрами; лучи солнца словно крадутся по ним, создавая легкие полутени. Венчает колонну капитель. В дорическом ордере она состоит из выпуклой круглой подушки-эхина и квадратной плиты-абака. Так груз от балки, постепенно собираясь, передается круглому стволу колонны.

    Несомая часть ордера — антаблемент. Он включает архитрав, фриз и карниз. Архитрав — это балка. На ней держится все перекрытие. Венчает антаблемент и весь ордер карниз. Его плиты выдвинуты вперед, чтобы отвести дождевую воду с крыши подальше от колонн храма. Между архитравом и карнизом находится фриз. Особенность дорического фриза — триглифы, вертикальные камни, украшенные бороздками. Когда-то, когда греки строили еще из дерева, прикрывая некоторые части плитками из обожженной керамики, на этом месте находились торцы поперечных балок, на которых держался по-
    толок портика. Триглифы и изображают в камне эту известную каждому греку конструкцию. Триглифы чередуются с метопами. Это чуть заглубленные плиты, часто украшавшиеся скульптурой.

    Здесь мы не можем описать все детали и тонкости в архитектуре дорического храма и ордера. В них всегда есть некий строительный смысл, они всегда оттеняют и оживляют форму. И правда, колонны храма, словно живые организмы: их слегка припухшие стволы — будто вздувшиеся под грузом мышцы атлета. Они внутренне напряжены, но могучи. Уверенно держат и не поддаются нагрузке.

    А размеры храма? Они велики. Высота колонн — целых 9 м. На ступеньку надо лезть, а не шагать. Кажется, строили не людям, а гигантам. Наверное, тем самым героям, о которых сочинял мифы этот героический народ, древние греки.

    Posted by admin @ 5:40 пп

Comments are closed.