Статистика:

Search

  • 21Ноя

    В. А. САМОЩЕНКО, начальник отдела инвестиционных программ социальной сферы и жилищной реформы Минэкономики Российской Федерации

    ХОЧУ отметить полезную инициативу редакции журнала, предоставившей большому кругу специалистов воз­можность высказать свою точку зрения на положение дел в строительном комплексе и в одном из приоритетных направле­ний — в области жилья.

    В предыдущих номерах журнала уже прозвучали разные точки зрения по этим вопросам. Учитывая, что положение дел в строительном комплексе отражает дей­ствительное состояние экономики в целом, почти все выступающие отмечают разрушение вертикальных связей, общую неопределенность перспективы развития и многое другое, о чем сейчас постоянно пишет пресса, говорят с телеэкрана и по радио.

    Я остановлюсь на вопросе решения жилищной проблемы, одной из самых важ­ных социальных проблем. Во все времена эта проблема по своей значимости зани­мала и занимает 1—2 место при различ­ных опросах населения в целом и специа­листов в частности.

    После распада СССР жилищная про­блема в России резко обострилась из-за необходимости строительства жилья для военнослужащих в связи с выводом воин­ских частей с территории Восточной Европы и бывших союзных республик, в том числе для пограничников, а также жилья для беженцев и переселенцев. При­веду такие цифры. Если в 1991 г. на эти цели были использованы капитальные вложения из республиканского бюджета в объеме 0, 2 млрд. руб., то в 1993 г. предус­матривается направить более 3 млрд. руб. (в сопоставимых ценах 1991 г.).

    В связи с общим сокращением числен­ности Вооруженных Сил также резко воз­росла потребность в жилье для лиц, уво­ленных в запас или отставку, особенно с учетом задолженности органов власти на местах в предоставлении жилья указан­ным категориям лиц. Перечисленные про­блемы должны быть решены в течение трех, максимум четырех лет, и конечно при государственной поддержке в вопро­сах инвестирования.

    Однако пока, к сожалению, мы наб­людаем резкое снижение масштабов жилищного строительства. Так, в 1987 г. в России были построены за счет всех источников финансирования жилые дома общей площадью 72,8 млн. кв. м, в 1991 г.— уже только 48,3 млн. кв. м, а в теку­щем году — ожидается ввод 25—30 млн. кв. м.

    А с учетом того, что в очередях на улучшение жилищных условий находится около 10 млн. семей (или свыше 30 млн. человек), необходимость (потребность) в расширении масштабов жилищного строи­тельства становится еще более очевидной.

    Причин снижения масштабов жилищ­ного строительства можно назвать много. Одна из них (и ее правильно называют С. А. Михеев в № 9 и В. М. Видьманов в № 10) — резкое повышение (в несколько десятков раз по сравнению с началом 1991 г.) цены 1 кв. метра жилья. Действи­тельно, купить себе жилье могут позво­лить лишь отдельные личности, т. к. стои­мость приобретения отдельной квартиры в большинстве регионов превышает 1 млн. руб. Так, например, стоимость строи­тельства 1 кв. м общей площади в Москве для предприятий и учреждений составляет 45 тыс. руб. На проводимых аукционах по продаже жилья стоимость квартиры пре­вышала 10 миллионов руб.

    Что же делается и что надо делать, чтобы как-то снизить остроту в жилищном вопросе?

    Прежде всего необходимо открыть людям глаза на неправильность бытую­щего представления о том, что госу­дарство по-прежнему обязано предостав­лять бесплатно жилье всем. Конечно, государство не снимает с себя этой обя­занности и будет продолжать строить жилые дома, но обеспечиваться жильем будут только некоторые определенные категории населения.

    Поэтому необхо­димо срочно разработать законодательные акты, регламентирующие все вопросы строительства, владения, управления, экс­плуатации жилья. И прежде всего — Закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики». В про­екте его предусматривается преобразова­ние системы правовых норм в условиях формирования рынка жилья и недвижи­мости, обеспечение социальных гарантий в области прав граждан на жилище, дается классификация жилищного фонда по фор­мам собственности и т. д. Нужен также целый ряд других законодательных актов, которые должны способствовать осущест­влению жилищной реформы. В числе их документы о внедрении ипотечного креди­тования (которое только начинает про­бивать себе дорогу и без которого очень трудно рассчитывать на приобретение собственного жилья), об ускорении при­ватизации жилья, внедрении жилищных субсидий, поддержке внебюджетных форм инвестирования.

    Но, учитывая, что основная тяжесть в решении жилищной проблемы легла на местные органы власти, последним необ­ходимо проявлять всю изобретательность, чтобы изыскивать возможность осущест­вления жилищного строительства в необ­ходимых объемах, а также способствовать кооперативному и особенно индивидуаль­ному жилищному строительству, в первую очередь, в сельской местности, в малых и средних городах, на что абсолютно верно указывали в своих ответах на 3-й вопрос

    B. А. Максимов и А. И. Михальченко (№ 8).

    Часть мер, в т. ч. из тех, о которых говорили специалисты в предыдущих номерах журнала, уже приняты. Так, C. А. Тихов (№ 9) и Ю. А. Минаков (№ 10) предлагали установить налоговые льготы при жилищном строительстве (на добавленную стоимость, на прибыль). Верховный Совет Российской Федерации принял Закон «О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России», в котором эти вопросы решены.

    Конечно, нереально говорить на дан­ном этапе о снижении процентов за поль­зование кредитами для строительства и приобретение жилья, но кредитная сис­тема должна развиваться и совершенство­ваться.

    Необходимо оздоровление и стабили­зация всей экономики, т. к. только в этом случае можно говорить об активизации инвестиционной политики.

    Отдельного большого разговора на страницах журнала заслуживает вопрос состояния и перспективы развития базы стройиндустрии и промышленности строи­тельных материалов. Если смотреть на общие показатели, то видим, что уже вво­дилось более 70 млн. кв. м общей площади жилья (в 1987—1988 гг.), и стройбаза вроде бы не является тормозом для увели­чения масштабов строительства жилья, но вот качество ее…

    При этом нужно учесть, что в соот­ветствии с концепцией Минстроя России жилищное строительство уже в ближай­шей перспективе будет переходить с мно­гоэтажного крупнопанельного домострое­ния на малоэтажную застройку (1—4 этажа). Поэтому тезис В. А. Максимова (в № 8) «за счет любых средств финансиро­вания сохранить мощные домостроитель­ные комбинаты…» требует тщательного и внимательного рассмотрения специалис­тами.

    Конечно, сохранится (об этом гово­рится и в ответах специалистов и в про­екте Закона «Об основах федеральной жилищной политики») строительство социального жилья.

    Особняком стоит до конца нерешен­ный вопрос приватизации жилья, не влияющий на масштабы жилищного строи­тельства, но играющий важную роль в формировании рынка жилья.

    Есть законы, есть в каждом регионе положения, но при­ватизация не идет гак быстро, как хоте­лось бы. Здесь еще много неясного для будущих собственников жилья. И хотя определен размер налога на недвижимость (0,1% от ее стоимости), не ясно, какие еще налоги придумают местные органы власти, во сколько обойдется капитальный ремонт дома через 5—7 лет. А когда через N-e время (жизнь есть жизнь) дети или кто-то из супругов, оставшись одни, ста­нут владельцами всей квартиры, то сколько при этом они должны будут заплатить в виде налога на наследство? Все это привело к тому, что пока всего только около 2-х % жилья приватизиро­вано, и то в основном (более 70%) за счет Москвы, С.-Петербурга, Екатеринбурга и некоторых других городов, где занимае­мое жилье в собственность передают бес­платно.

    Может быть, несколько подтолкнут население к ускорению приватизации жилья разрабатываемые в настоящее время предложения о повышении квартир­ной платы (по мнению специалистов Института экономики жилищно-комму­нального хозяйства, она вместе с платой за коммунальные услуги может дости­гнуть более 600 руб. на человека в месяц).

    Правильно ставится многими специа­листами, в том числе и в предыдущих номерах журнала, вопрос об упорядочении решения проблемы с отводом земельных участков под жилищное строительство. В законопроекте «Об основах федераль­ной жилищной политики» дается ответ, но Закон, к сожалению, еще не принят.

    Эти и многие другие вопросы должны найти свое решение в программе •Жилище», которая разрабатывается спе­циалистами Минэкономики и Минстроя РФ в целях реализации Программы углуб­ления экономических реформ Прави­тельства России, где к числу приоритетов отнесено и жилищное строительство. Хочется надеяться, как и С. А. Михеев, что в скором времени ситуация поправится.

    Считаю, что вопросы жилищной реформы, и как части ее — жилищного строительства, заслуживают того, чтобы их обсудить на специальном Всероссий­ском совещании.

    Posted by admin @ 5:44 пп

Comments are closed.