Статистика:

Search

  • 21Ноя

    В Санкт-Петербурге строится гостиница на 1000 мест. Авторы проекта: архитекторы Г. А. Васильев, Е. М. Рапопорт, A. Л. Левханьян, И. Б. Hoax и Т. Г. Бакусова (мастерская № 5 ЛенЗНИИЭПа).

    Проект высотной гостиницы в Дачном (юго-западная часть Санкт-Петербурга), в свое время заказанный областным советом по туризму и экскурсиям, начал разрабатываться еще в 1989 г. С завершением строительства в городе на Неве появится архитектурный объект, важный сразу в нескольких аспектах. Этому и посвящен наш небольшой комментарий.

    Активная массовая застройка Дачного, пожалуй, еще с 1950-х годов начала входить в некоторое противоречие с его историческим, романтичным названием. Вспомним, что и станция метрополитена открылась здесь уже более двух десятков лет назад. Со временем масштабы Дачного претерпели столь значительные изменения, что возникла необходимость возведения в его структуре крупного высотного объема.

    С одной стороны, задача эта является вполне оправданной и в архитектурно-композиционном аспекте (сооружение-ориентир), и в функциональном (о том, что в городе по-прежнему мало гостиниц, знают, наверное, все). Но одновременно при решении поставленной задачи авторы могли столкнуться с неожиданными трудностями. Дело в том, что практически у любого из жителей и гостей Санкт-Петербурга его образ во многом ассоциируется именно с вертикалями, «опорными» сооружениями центра — мощными куполами Исаакиевского, Казанского, Троицкого соборов, шпилями-«иглами» Адмиралтейства и Петропавловского собора, изящным пятиглавием Смольного монастыря. И хотя Дачное находится в значительном отдалении от ансамбля исторического центра, авторы должны были предусмотреть ситуацию, при которой новый гостиничный объем воспринимался бы истинно современным сооружением, но, с другой стороны, не уступал бы (насколько вообще возможно сравнение с памятниками архитектуры мирового значения) знаменитым петербургским вертикалям.

    Сразу можно отметить, что эта задача, на наш взгляд, решена довольно удачно. Высота гостиницы сомасштабна с высотой Исаакиевского собора, и зритель, разумеется, не располагающий физической возможностью одновременного восприятия обеих вертикалей, будет ощущать их масштабное соответствие лишь в своей памяти. Но и это, как свидетельствуют определенные исследования, совсем немало. Кроме того новая гостиница благодаря своему пластическому решению должна исполнить еще одну чрезвычайно важную роль — визуально «собрать» окружающую застройку, которая далеко не всегда отличается оригинальностью и высокими архитектурно-художественными качествами ее составляющих.

    А теперь — более подробно о самом здании. Гостиница располагается на участке достаточно сложной конфигурации. Основной объем имеет высоту 27 этажей. К нему примыкают двухэтажные корпуса: ресторан и блок культурно-бытового обслуживания. При этом переход из жилой части в двухэтажные «сателлиты» осуществляется на втором уровне, что позволяет организовать на первом уличное пространство.

    Как сказано в аннотации к проекту, «архитектурное решение фасадов построено на контрасте форм и материалов отделки; стеклянные поверхности стен, облицованные естественным камнем детали». В архитектуре существует и нередко применяется выражение «тело здания». Обычно этот своеобразный термин относится к вытянутым в высоту, в той или иной степени, «антропоморфным» объектам. В данном же случае применение этого выражения может быть оправдано вдвойне, ибо цилиндр основного объема имеет явную тыльную часть («спину»), фигурное завершение главной башни может трактоваться как «голова», в то время как само «тело» снабжено четко прорисованным «поясом» с ярко выраженной «пряжкой». Следовательно, сочетание примененных материалов, различных по тектонике и фактуре, не является формальностью, так как служит органичному раскрытию художественного образа всего комплекса.

    Некоторые специалисты усматривают в этом проекте определенные аналогии с осуществленными в США постмодернистскими небоскребами 70-х годов. И, даже несмотря на это, появление новой гостиницы в Дачном ничуть не ухудшит архитектурный облик Санкт-Петербурга, а скорее внесет в его панораму еще один элемент художественного своеобразия, всегда свойственного северной столице России.

    С. Б. Мержанов

    Posted by admin @ 6:07 пп

Comments are closed.