Статистика:

Search

  • 21Ноя

    ТАК ОТЗЫВАЮТСЯ ПЕРВЫЕ ПОСЕТИТЕЛИ О НОВОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ ЦЕНТРЕ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА МИНИСТЕРСТВА КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Никто не проходит равнодушно мимо этого здания, розоватого, с ризолитом и портиком, поддержанным шестью колоннами, украшенными изящной лепниной.

    А ведь десять лет назад оно являло собой «образец» запустения: облупившаяся лепнина, обшарпанные колонны, кое-как заколоченные оконные переплеты без стекол. В плачевном состоянии был и флигель.
    Сегодня здесь широко распахнул двери Государственный центр современного искусства Министерства культуры и туризма Российской Федерации. Отныне под одной крышей будут соседствовать живопись и музыка, скульптура и поэзия, графика и произведения декоративно-прикладного и народного искусства. И маститые художники, и только начинающие свой путь в искусстве найдут здесь внимание и теплый прием.

    История этого архитектурного ансамбля восходит к петровским временам. Великий самодержец одарил землей в Замоскворечье капитана лейб-гвардии Преображенского полка В. Т. Ржевского, который и построил здесь свою усадьбу.

    Цокольный этаж, сложенный из большемерного кирпича и белого камня, со сводчатыми потолками и подслеповатыми окошками, массивными решетками, до сих пор доносит до нас дыхание той эпохи.

    Второй каменный этаж — боярские покои — дошел до нас, увы, в перестроенном виде. Напоминают же о нем две внутристенные лестницы, да входные двери со стертыми белокаменными порогами и фрагменты наличников старинных окон, выходившие в деревянные пристройки хозяйственных помещений. Все это заботливо восстановлено при реставрации архитектором О. И. Журиным (институт «Спец-проектреставрация»).

    В 1757 году вдова гвардейского капитана продает усадьбу именитым купцам, которые возводят флигели, служившие складами товаров. Это было очень удобно: рядом протекает Москва-река, в то время самый удобный торговый путь в глубь Руси — на север и восток, к Хвалынскому (Каспийскому) морю.

    Нынешний вид главный корпус приобретает в 1822 г., когда обстраивалась послепожарная Москва. Следуя архитектурным веяниям тех лет, очередные владельцы — замоскворецкие купцы пристраивают ризолит с портиком и колоннами, украшают фриз изящной лепниной. На втором этаже срубают своды и подшивают прямой потолок, увеличивают число комнат. Для светских приемов и балов устраивают роскошный двусветный зал, облицованный искусственным мрамором теплой расцветки.

    Прошли десятилетия, и городская управа выкупает здание и передает его в ведомство императрицы Марии Федоровны. Было решено открыть здесь классическую мужскую гимназию. Ее директором стал В. Д. Касицын, известный в то время педагог и просветитель. Архитектор В. В. Шервуд, который строил на Большой Ордынке доходный дом рядом с усадьбой (заметим в скобках, что при этом он встроил аналогичный флигель в будущий многоэтажный дом), перепланировал главный корпус усадьбы, приспособив его под гимназию.

    После революции здесь размещались школа, детский сад, а в годы войны — военный госпиталь. Потом снова — детский сад.

    Несколько десятилетий не реставрировавшийся и не ремонтировавшийся дом и флигель приходил в ветхость. В 1982 г. было решено передать этот комплекс созданному музею художника А. А. Пластова. Началось второе рождение главного дома и флигеля.

    Нет нужды рассказывать о всех тяготах и перепитиях, обычно сопутствующих реставрации тех или иных сооружений. Да и сейчас работы еще не совсем завершены: предстоит отделка залов цокольного этажа, установка дверей в стиле петровской эпохи, организация специального освещения.

    Следует отметить, что неоценимую помощь оказали добровольные помощники реставраторов, которые в течение многих лет под руководством энтузиаста — директора музея С. В. Гераскина работали по воскресеньям, убирая горы строительного мусора, выполняя всю неквалифицированную работу на территории.

    В сентябре текущего года Центр принял первую выставку — «Художники липецкой земли». А в середине сентября открылась первая зарубежная выставка «Архитектоникум», привлекшая внимание архитектурной общественности столицы.

    В. С. ЭПШТЕЙН, заведующий научным отделом пропаганды Центра современного искусства

    Posted by admin @ 6:34 пп

Comments are closed.