Статистика:

Search

  • 21Ноя

    Н. В. ОБОЛЕНСКИЙ, профессор, член-корр. Международной Академии архитектуры

    Т. И. ИСАЕВА, архитектор

    МОСКВА сегодня — это город контрас­тов, противоречий, особенно ощути­мых в архитектуре, в градостроительстве. Каким-то чудом сохранившиеся памятни­ки архитектуры соседствуют сегодня с од­нообразными серыми новостройками; тща­тельно продуманная и сформированная предками среда старых московских улочек ныне контрастирует с гигантскими совре­менными площадями, которые москвичи стремятся избегать при прогулках, столь неуютны и они пусты, столь не сомасштабны человеку. А сколько в Москве ан­самблей, незавершенных или из-за отсут­ствия средств, или из-за неумения архи­текторов и строителей договориться с за­казчиками, чтобы строительство велось не в угоду сиюминутным интересам, а прежде всего на пользу городу.

    Сложилось так, что Москва десятиле­тиями превращалась в гиганта, в мегапо­лис с неоправданной концентрацией мно­гих функций, не свойственных столично­му городу, непомерной централизацией и ростом государственных институтов управления. Ни одна крупная столица ми­ра не идет по этому пути, более того, из­вестно, что во многих развитых странах идет процесс разукрупнения столиц и вы­вода из них крупных и непрофильных предприятий, министерств я ведомств (То­кио, Вашингтон, Лондон, Париж и т. д.). Эта правильная градостроительная поли­тика позволила определить пути спасения среды обитания человека и общечелове­ческих ценностей.

    Трудно однозначно утверждать, что вина за создавшееся положение лежит лишь на чиновничье-бюрократической системе, которая подминает под себя лю­бые новаторские решения. Конечно, ми­нистерства и ведомства, захватившие сто­лицу, диктуют свои законы строительства, не считаясь с нуждами, проблемами Мо­сквы, отнимая у нее лучшие земли. При этом страдают прежде всего жители сто­лицы. Бывает, что берутся какие-то аб­страктные идеи и под них, по остаточному принципу, подгоняется все остальное, да так, что человеку не остается не только городского пространства для прогулок, но и элементарных удобств, например, мно­гие вынуждены возить детей в школы и детские сады в соседние микрорайоны, до работы добираться еще дальше. Растет се­мья — возникает необходимость смены жилья, люди теряют «корни», чувствуют себя неуютно, пропадает культура,

    большинство населения становится ми­грантами в собственном городе — все это результат того, что проектирование начи­нается не с конкретного человека, его се­мьи, ее инфраструктуры, а с глобальных концепций, не учитывающих людские ин­тересы — здесь пройдет дорога, здесь — промзона, здесь — микрорайон…

    Очень часто серость, безликость, функциональная пустота новых районов толкают людей в центр, полный не только театров, кафе, выставок, но и обладаю­щий притягательной силой своих улиц, скверов, бульваров, своей информацион­ной насыщенностью и сомасштабностью человеку.

    К сожалению и центр города начинает терять свою былую прелесть, и одной из проблем становится здесь «исчезновение» городских площадей, потеря исторической преемственности их масштаба, ансамблевости, отсутствие комфорта передвижения как пешеходов, так и транспорта.

    Чтобы вернуть москвичам достойную человека городскую среду, необходима работа уже не одних только архитекторов, градостроителей в силу их узкопрофес­сиональной направленности, необходимо сотрудничество со специалистами различ­ных областей науки, и прежде всего с эко­логами, социологами, психологами, долж­на определенным образом измениться под­готовка студентов.

    Московский архитектурный институт уже давно учебное проектирование и научную работу организует применитель­но к московским проблемам, а дипломное проектирование осуществляет для кон­кретных столичных территорий. Но ока­зывается недостаточно того, что студент выбирает такую тему, сейчас необходимо тесное сотрудничество его с той проект­ной организацией, которая работает над этой же территорией параллельно, надо учитывать реалии и перспективу, иначе дипломный проект останется лишь бумаж­ным, а его автор — бумажным архитекто­ром.

    Чтобы восстановить в Москве гармо­ничную городскую среду, необходимо по­мнить, что любое общество начинается с семьи, для которой необходима определенная многоступенчатая инфраструкту­ра. Первая ступень — соседи (живущие по соседству семьи), далее микрорайона, где далеко не все члены инфраструктуры зна­ют друг друга (5—10 тыс. человек — уп­равляемая инфраструктура). Инфраструк­тура семьи на общегородском уровне — это прежде всего рекреация: театры, му­зеи, выставки, парки, бульвары и улицы; место работы; магазины; различные уч­реждения.

    Инфраструктура семьи вовсе не пред­полагает разрушения всего ранее создан­ного и возведения нового с нуля. Многие проблемы можно решить за счет интенсив­ного использования территорий, измене­ния их функциональной ориентации, со­здания многофункциональных центров, сочетающих в себе различные уровни ин­фраструктуры семьи.

    В настоящее время в Москве доста­точно территорий, используемых нерацио­нально с минимальной функциональной насыщенностью. Это несформированные до конца ансамбли многих площадей: Ле­нинской, площади Серпуховской заставы и др., нерационально используемые пло­щади промпредприятий, железнодорожные территории, ветхие строения, сараи, зани­мающие в коммунально-складских зонах огромные территории, захламленные и превращенные в свалки зеленые зоны го­рода.

    Авторы предлагают на примере ди­пломного проекта культурно-коммерчес­кого центра концепции решения многих кризисных московских проблем (диплом­ник — Т. И. Исаева, руководители — Н. В. Оболенский, Ю. Н. Соколов, инж. Ю. А. Дыховичный). Проект разработан для пло­щади Серпуховской заставы. В нем собра­ны воедино вопросы использования над- шоссейных пространств, вопросы концен­трации различных по своей сущности, но способных к совместному функционирова­нию предприятий, создающих в комплексе комфорт обслуживания посетителей; во­просы полного разделения пешеходных и транспортных потоков путем создания пе­шеходных уровней и подвесных тротуа­ров; вопросы восстановления элементов экологии путем создания искусственных зеленых оазисов, а также ряд локальных вопросов.

    К ним следует отнести: решение проблемы переноса ГУМа; создание «Дома кооператоров», центра рекламы; решение проблемы хранения автомобилей (2000 мест для жителей близлежащих районов и работников культурно-коммерческого центра); создание центра досуга и обще­ния для жителей Москвы, чем когда-то были «народные дома» (общегородской уровень инфраструктуры семьи).

    Территория, выбранная для культурно-коммерческого центра, ограничена Большой Тульской улицей, площадью Серпуховской заставы, Холодильным пе­реулком и Автозаводским мостом. Этому месту присущ ряд особенностей: здесь проходит линия метро и расположена станция метро «Тульская» (линия мелкого заложения); территория расположена за Садовым кольцом, но имеет прекрасную связь с центром и доступна с любой точки Москвы благодаря большому количеству сходящихся здесь транспортных маршру­тов: метро, трамваи, автобусы, троллейбу­сы, железнодорожная станция «ЗИЛ», речной транспорт.

    Пустующая территория размером 10 гектаров на площади Серпуховской заста­вы не позволяет объединить в ансамбль жилое здание по Большой Тульской ули­це, Даниловский рынок, универмаг и ряд других зданий площади. Поэтому куль­турно-коммерческий центр станет завер­шающим звеном ансамбля площади. Его фасад, выходящий на площадь, включает шаровой объем, ритмующийся с объемом Даниловского рынка, расположенного по диагонали от «центра». Высотное цилин­дрическое здание гостиницы не только служит завершающей вертикалью ком­плекса, но и уравновешивает узкую тор­цевую сторону жилого дома по Большой Тульской улице, что в свою очередь также способствует созданию гармоничного ан­самбля при подъезде к площади со сторо­ны Варшавского шоссе. Подвесные тро­туары над площадью серпуховской заста­вы и пешеходные торговые площадки над Большой Тульской улицей создают новый уровень обзора площади, поднятый на вы­соту 8,4 м, и кроме того, эти горизонталь­ные элементы еще крепче связывают ан­самбль площади.

    Многофункциональный культурно- коммерческий центр состоит их трех ос­новных объемов (шара-офисов, основного здания и высотной гостиницы), поставлен­ных на плиту, состоящую из двух этажей (первый — гараж и хозяйственно-разгрузочная площадка, второй — технико-хо­зяйственный этаж).

    В основном объеме располагаются ГУМ и помещения кооперативов. Сюда входят магазины, видеосалоны, кафе, рестораны, театры-студии, клубы, парикмахерские, салоны мод, спортивные, медицинские уч­реждения, мастерские, в т. ч. художников, ателье, выставочные залы, оранжереи, зимние сады. Все эти помещения распола­гаются в многоэтажной части здания, об­разующей по периметру замкнутый кон­тур, внутри которого находится атриум- ГУМ, он состоит из пяти залов, каждый из которых обслуживают по 4 входа. Вход в кооперативные помещения может осу­ществляться как с улицы, так и с ГУМа- атриума. Внутри здания предусматривает­ся размещение движущихся тротуаров.

    Шарообразная часть здания примы­кает к ГУМу с площади Серпуховской за­ставы. В центральной части шара нахо­дится атриум с зимним садом. Вокруг ат­риума, по кольцу—офисы, в нижней поло­вине шара находятся два конференц-зала.

    Со стороны Варшавского шоссе рас­положена гостиница на 430 номеров. С по­мощью подвесных тротуаров и пешеход­ных пространств культурно-коммерческий центр соединен со всеми улицами, сходя­щимися на площади, с противоположной «центру» стороной Большой Тульской улицы, с железнодорожной станцией «ЗИЛ» и имеет множество других выходов в город.

    Суммируя все положительные сторо­ны строительства этого крупного ком­плекса, можно утверждать, что это будет комплекс общегородского значения. Здесь, как нигде в другом месте соберутся воедино государственные, кооперативные и личные интересы граждан (гаражи, част­ная торговля на открытых площадках), ко­торые будут дополнять друг друга, искать пути совместной деятельности, чего так часто недостает различным сферам нашей экономики.

    Посетители центра смогут найти в нем все их интересующее, так как сфера его деятельности максимально широка: культура, коммерция, спорт, медицина, промышленность… «Центр» решает также проблемы интенсивного использования территорий, завершения площади Серпу­ховской заставы. Благодаря большой кон­центрации объектов культуры (клубов, выставочных залов, дискотек, видеотек и т. д.) функционирование комплекса может быть практически круглосуточным.

    Усилия правоохранительных органов по борьбе с преступностью в данном слу­чае будут также более эффективными благодаря концепции различных видов деятельности в одном здании и лучшим ус­ловиям контроля за соблюдением закон­ности.

    Собрав воедино столько различных предприятий, фирм, кооперативов, авторы рассчитывают на их заинтересованность в совместном функционировании, в допол­нении друг друга. Конкуренция же обеспе­чит прямую выгоду для посетителей.

    Проект выполнен без детальной про­работки, тем не менее авторы надеются, что он заинтересует не только архитек­турную общественность, но и руководство города.

    Posted by admin @ 7:23 пп

Comments are closed.