Статистика:

Search

  • 21Ноя

    Авторский комментарий к двум проектам С. Д. СУЛИМЕНКО

    Сергей Сулименко и проектирует и пишет, что сегодня, согласитесь, не часто встретишь. В 1988 г. вышла его первая книга (в соавторстве с Н. Нечаевым — «Методы архитектурного творчества»). Он — кандидат архитектуры, зав. ка­федрой Ростовского архитектурного института. В 1990 г. открыл персональную творческую мастерскую. Предлагаемый вниманию читателей материал написан в жанре комментария к собственным работам, которому предшествует краткий теоретический экскурс. Такой ход, как нам кажется, поможет наиболее выпукло представить творческое лицо зодчего как теоретика и как практика.

    АРХИТЕКТУРА И МИФ

    АРХИТЕКТУРА существует как про­странственная ипостась слов «дом», «улица», «башня», «площадь», «храм» и т. д. Значения их нерасторжимо слиты с устойчивыми архетипами пространства. Истоки семантизации пространства восхо­дят к мифологической эпохе, когда скла­дываются культурные смыслы и их про­странственные образы, составляющие ос­нову зодчества. Эту особенность архитек­туры как носительницы древнейших ми­фологических смыслообразов впервые от­метила О. Фрейденберг. Рассматривая ос­новные архетипы античной архитекту­ры — агору, пропилеи, перистиль — она установила, что их идеал сам по себе с ло­гической точки зрения совершенно непо­нятен.

    «Другое дело, когда видишь, как аго­ра, пропилеи и перистиль возникают из образа «круга» и «шествия» (здесь имеется в виду обрядовый круг и шествие, которые и сейчас можно наблюдать в так называе­мых традиционных культурах). Среди ме­галитических памятников это кромлех, круг из камней: большие камни окружают свободное место, в середине которого стоит огромный столб, и к ним ведут доро­ги, как бы аллеи, состоящие из менгиров, крупных камней, с обеих сторон. Это бу­дущие «священные дороги», будущие го­родские аллеи деревьев и памятников вро­де Unter den Linden, будущие римские дворы с внутренними колоннами, будущие колоннады, галереи, перистили, периптерии, пропилеи и т. д., обычно примыкаю­щие или к площадям, или к дверям-дворам зданий. Это вещи-шествия и вещи-высота».1

    Мифологическое моделирование про­странства жилища и мифопоэтическая се­мантика его композиции сохранилась в строительных обрядах и представлениях восточных славян, исследованных в рабо­тах А. Байбурина.2 Сохранившиеся до ру­бежа XIX—XX вв. обряды «строительной жертвы» позволяют сделать вывод, что в глубокой древности сооружение жилища трактовалось как творение мира из жерт­вы животного — тотема. Структура строи­тельной жертвы была трехчастной и сим­волизировала три пространственные сфе­ры: «небо», «землю» и «преисподнюю».

    В мифах различных народов трех- частная структура служила инвариантом как для временных, так и для простран­ственных отношений. Длительное время мифологическое моделирование простран­ства сохранялось, в частности, в домо­строительной культуре горцев Северного Кавказа.

    Древнейшие жилые башни здесь имеют трехчастное членение по вертика­ли, что соответствует мифологической структуре космоса, тождественности вре­менных и пространственных элементов ба­шенного архетипа. Членение по вертикали на «низ-преисподнюю» — «середину-землю» — «верх-небо» было тождественно временным членениям на «прошлое» — «настоящее» — «будущее» и соотносилось с законченностью трехчастной компози­ционной структуры, которая представля­лась как «начало» — «середина» — «ко­нец».

    Что касается современной архитекту­ры, то в настоящее время мифопоэтическое моделирование пространства приобре­тает особое значение как часть общего процесса гуманизации культуры. Два представленных проекта как раз могут служить примерами семантизации про­странства.

    PLAYHOUSE»

    Целью организованного в 1987 г. в Амстердаме международного конкурса яв­лялась разработка новых идей архитек­турной организации театра и полифунк­ционального игрового пространства в ус­ловиях исторически сложившейся застрой­ки центральной части европейского горо­да. Концептуальный конкурсный проект был выполнен автором совместно со сту­дентами Ростовского архитектурного ин­ститута. Проект отмечен специальной премией жюри.

    Мы попытались выявить простран- ственно-семантические образы конкретно­го места и одновременно создать формы, наполненные множеством общепонятных символов культуры. Пространство «Play­house» представлено как театр вечных элементов архитектуры, число которых равно семи. Происхождение каждого эле­мента и его место в общей композиции изображены графически и имеют следую­щие текстовые пояснения.

    1. Амфитеатр. Мифологический культ солнца определил окружность как одну из главных геометрических фигур архитекту­ры. Возникнув из культа солнца, форма амфитеатра со временем приобретает зна­ние символа демократичности.

    2.   Сцена-коробка. Этот элемент ассо­циируется с музыкальной шкатулкой, с коробочкой чудес. Сцена-коробка — со­кровенное пространство традиционного театра, его символ.

    3.   Дом. Традиционное кирпичное зда­ние как символ исторической застройки Амстердама. Элемент, осуществляющий градостроительную преемственность.

    4.   Канал. Символ освоения человеком водной стихии. Канал и мост через него обладают множеством значений: «дорога», «место встречи», «преграда».

    5.   Уровень. Искусственный горизон­тальный уровень, его положение по отно­шению к уровню земли символизирует место человека в пространстве космоса.

    6.   Колонна. Лес — реальная и мифо­логическая родина человека. Дерево как часть леса становится первым материалом архитектуры, оформляется в древо — ко­лонну и обретает значение символа тради­ционной архитектурной культуры в антич­ном ордере.

    7.   Свод. Поверхность сводчатого по­крытия в древности символизировала не­бо. Прозрачная пространственная струк­тура становится современным символом чистого неба.

    Как нам представляется, архитектур­ное пространство, созданное в результате предпринятой семантизации, должно про­воцировать различные виды общения — игровые и театральные.

    АРХИТЕКТУРНЫЙ ИНСТИТУТ

    Вторая представленная работа являет собой предложение по созданию комплек­са архитектурного института в условиях исторически сложившейся застройки Рос­това-на-Дону.

     

    Posted by admin @ 7:39 пп

Comments are closed.