Статистика:

Search

  • 03Янв

    Меняется все в нашей жизни. Образование тоже ставится на качественно новый уровень. В № 4 нашего журнала за этот год опубликована подборка материалов по проблемам высшего образования в отрасли, сейчас обращаемся к новой форме специального образования — колледжу архитектурно-строительного профиля. Одно из первых таких учебных заведений — Московский колледж архитектуры и строительных искусств. Наш корреспондент Н. Сизяева беседует с директором колледжа В. Возиковым.

    — Владимир Григорьевич, слово «колледж», как известно, не имеет однозначного перевода на русский язык. В Англии это название разного рода учебных заведений, от университетского типа до средних школ, в США — главным образом специальных высших учебных заведений. А что стоит за вывеской «Московский колледж архитектуры и строительных искусств»?

    — Вы правы. Английское слово «колледж» используется для названия разных учебных заведений. Различают 3 основных типа колледжей: соответствующие уровню высшей школы; занимающие промежуточное положение между средними и высшими учебными заведениями; соответствующие уровню средней школы и предназначенные для учащихся старше 16 лет.

    При организации нашего колледжа за основу было принято среднее специальное учебное заведение, занимающее промежуточное положение между общеобразовательной и высшей школами. Но в отличие от техникума, на базе которого создано новое учебное заведение, подготовка специалистов архитектурно-строительного профиля будет проводиться по многоступенчатым учебным планам с выпуском специалистов различного уровня квалификации, начиная от рабочих специальностей до младших инженеров и архитекторов. Первый прием учащихся в колледж на обучение по новым учебным планам многоступенчатой подготовки будет осуществлен в этом году.

    Наше архитектурное отделение будет готовить техников-архитекторов, младших архитекторов для работы в проектных организациях, реставрационных, дизайнерских и художественных мастерских. Строительные отделения колледжа будут вести подготовку техников-технологов, младших инженеров в области эксплуатации зданий
    и сооружений, промышленного и гражданского строительства, монтажа и эксплуатации внутренних санитарно-технических и вентиляционных систем, систем и оборудования газоснабжения. Не углубляясь в содержание и суть каждой специальности, могу сказать только одно, что все они являются для строительной индустрии города золотыми.

    Кроме того, предусматривается создание системы непрерывного архитектурно-строительного образования в единой цепи самостоятельных учебных заведений: школа — колледж — вуз. Рядом с нами находится средняя общеобразовательная школа № 684. Там встретило поддержку наше предложение об организации группы ребят по подготовке к обучению в колледже. Дети в наших мастерских, кабинетах и лабораториях будут учиться рисунку, живописи, черчению, иностранным языкам, заниматься на компьютерах. Для этого продумываем вопрос об объединении своих скромных финансов, надеемся на помощь высшей школы, строительных и проектных организаций.

    — Как вы трактуете название колледжа: «архитектуры и строительных искусств»?

    — В широком значении слово «искусство» относят к любой форме практической деятельности, когда она совершается умело, мастерски, искусно не только в технологическом, но и в эстетическом плане. Поэтому в самом названии колледжа заложено в определенной степени противопоставление старому методу обучения, когда готовили поток кадров и само обучение напоминало чем-то производственную линию, на которой штамповали по определенному шаблону. Настоящий специалист, на мой взгляд, должен быть в первую очередь гражданином, высокодуховной личностью, а для этого в учебном заведении, наряду с профессионально организованным учебным процессом, должны быть созданы условия для раскрытия творческих возможностей каждого молодого человека, формирования широкого кругозора студентов, обретения ими солидного багажа гуманитарных знаний, для гармоничного духовного и физического развития учащихся.

    И в этом отношении, именно в плане воспитания личности, нам активно помогает Центр духовного развития молодежи, созданный при нашем подростковом клубе «Константа».

    — Интересно узнать, что он представляет собой.

    — Это центр культурного досуга, реальных возможностей для всестороннего развития личности, гуманизации молодого человека. Сюда приходят не только наши студенты, но и дети микрорайона, начиная с 3 лет. Здесь работают студии, школы, кружки, спортивные секции, воскресная школа — всего 20 различных наименований. Центр решает 3 главные задачи: эстетического воспитания (воскресная школа, студии «Зеркало», «Шарм», «Суперстиль» и др.), физического совершенствования (школа ушу «Константа»), приобщения детей и молодежи к творчеству (театральная студия, студии живописи, конструирования, моделирования одежды, вязания и др.). В воскресной школе, например, дети познают историю христианства, историю мировой духовной музыки, занимаются живописью. Ее посещают 146 человек. Подростков и молодых людей привлекает школа ушу. Это уникальный вид спорта, сочетающий в себе силу и грацию, высокие духовные начала, философию самосовершенствования и чисто спортивный азарт. Центр духовного развития проводит музыкальные вечера, встречи с известными людьми, выставки-аукционы. Для наших ребят здесь все бесплатно, а для детей района — на основе платных услуг. Возглавляет центр Наталия Александровна Парамонова — интересный человек, фанат своего дела, современный руководитель, высоко эрудированный, мобильный, предприимчивый. Таких людей мы и стараемся привлечь к колледжу.

    — А как вы строите свои взаимоотношения с высшей школой?

    — В порядке реализации непрерывного учебного плана заключили договор с МИСИ им. В. В. Куйбышева, ведем переговоры с МАрхИ, МАДИ, художественным училищем. Суть наших взаимоотношений заключается в том, что наиболее способные ребята, закончившие колледж, в сокращенные сроки могут проходить курс обучения в вузе по экспериментальным учебным планам. Одновременно с этим предусматривается возможность поступления в институт на льготных условиях наших выпускников с квалификацией техников.

    В рамках этих договоренностей намечается преподавание ряда общеобразовательных и специальных дисциплин в колледже силами профессорско-преподавательского состава вуза, кроме того, планируется организация стажировки преподавателей нашего учебного заведения на кафедрах институтов.

    Я думаю, что это только первые шаги в совместных действиях, перспектива здесь прослеживается неплохая.

    — В Москве несколько средних специальных учебных заведений архитектурно-строительного профиля. Не составляют ли они вам конкуренцию?

    — Наш колледж входит в систему Московского городского комитета по народному образованию, которая объединяет 20 средних специальных учебных заведений разного профиля, из них в настоящее время 5 техникумов преобразованы в колледжи. Подготовку специалистов архитектурно-строительного профиля осуществляют как ряд учебных заведений нашей системы, так и некоторые техникумы города. Вы спрашиваете о конкуренции, да, она имеется, особенно в преддверии рыночных отношений, но она является движущей силой в повышении уровня подготовки кадров, в развитии творческого направления деятельности педагогического коллектива. Вместе с тем со своими коллегами из других учебных заведений мы пытаемся по-деловому искать каждый свой путь развития, разделив при этом сферы влияния. Как пример могу назвать специальность «Архитектура», которая является профилирующей в Архитектурно-строительном техникуме им. Д. Чечулина. Совместно с коллективом этого учебного заведения была изучена потребность в техниках-архи-текторах в городском хозяйстве. Она оказалась небольшой, поэтому коллектив нашего архитектурного отделения принял решение о введении специализации по реставрации и реконструкции жилых и общественных зданий, то есть о перепрофилировании специальности «Архитектура».

    Кроме того, как это ни печально, на практике в настоящее время (вопреки здравому смыслу) существует разрыв между архитектурой и строительством. Такой парадокс привел нас к мысли о направлении наиболее способных выпускников архитектурного отделения (по их желанию, разумеется) в МИСИ для обучения на строительном факультете и приобретения квалификации инженера-архитектора в области реставрации и реконструкции зданий. В принципе это не новая мысль, это возвращение к историческим основам архитектурного образования как в России, так и в ряде западных стран — Франции, Германии. Такая система существует и сейчас в Австрии, ФРГ, Швейцарии и т. д.

    — У вас большие планы. На преподавательский состав ложится значительная нагрузка и большая ответственность. Какое настроение в коллективе?

    — В последние годы у нас сложился хороший коллектив преподавателей. Профессиональный и педагогический уровень их достаточно высокий. Руководство колледжа предоставляет им полную творческую свободу. Каждый преподаватель имеет свой кабинет. Мы стремимся, и вроде бы это получается, создать такую атмосферу, чтобы люди охотно шли на работу. Постоянно заботимся о материальном благополучии, социальной защите членов коллектива.

    Пока средняя заработная плата преподавателей составляет 300 рублей, но планируем довести ее до 450 за счет дополнительных ресурсов. С такими высококвалифицированными преподавателями, как А. Нелюбина, Л. Хованская, Н. Тищен-ко, Г. Миронова, Т. Русанова и многими другими, выполнение предстоящих непростых задач нам по плечу.

    — Вопрос, быть может, прямой, не совсем этичный, но все же хотелось бы узнать: что составляет экономическую основу существования колледжа в условиях хозрасчета и приближающихся рыночных отношений?

    — Это бюджетные ассигнования, которые в наше сложное время являются очень скромными, и, конечно, дополнительные финансовые средства и материальные ресурсы, которые коллектив получает в результате своей коммерческой деятельности. В этом отношении мы идем несколькими путями. Во-первых, ряд организаций и предприятий города компенсирует учебному заведению часть затрат, направленных на подготовку специалистов. В прошлом году таким образом получили 83 тыс. руб. Во-вторых, организовали 2 малых предприятия и производственную деятельность на базе наших мастерских.

    — В этой связи возникает вопрос: участвуют ли ваши студенты в выполнении работ, полезных для конкретных организаций, предприятий, микрорайона? Ведь это одновременно для них учеба, приближение к реалиям жизни.

    — В последние годы преподаватели архитектурного отделения развивали реальное проектирование. Было создано студенческое конструкторское бюро. Силами ребят выполнены комплексный проект благоустройства территорий и оформление интерьеров для ткацкой фабрики им. П. Алексеева; проекты благоустройства территорий микрорайона по заказу ДЭЗ-4 Ленинградского района; проект оздоровительного комплекса для объединения «Тенгизнефтегаз» в Казахстане и ряд других работ.

    Редакции остается лишь сообщить координаты колледжа: Москва, ул. Усиевича, 31.

    Posted by admin @ 5:51 пп

Comments are closed.