Статистика:

Search

  • 09Апр

    Присутствие студентов на ученых советах, оценка студентами педагогов — все это меняет взаимоотношения между учителями и учениками, заставляет многих преподавателей задуматься.

    Всегда много говорилось о необходимости привлекать к преподавательской работе молодых талантливых архитекторов, однако за последнее время целый ряд «молодых и талантливых» покинули институт, а других и не звали. Что вы думаете об этом?

    Да, это проблема, которая обострилась именно в последнее время. Раньше работа в институте позволяла существовать вполне достойно. Оплачивалась преподавательская деятельность, научная работа по НИСу. Кроме того, значительная свобода в организации своего времени помогала находить другие источники и творческого удовлетворения, и заработка.

    Появление новых форм проектной деятельности, изменения в оплате архитектурного труда привели к тому, что зарплата молодых преподавателей стала резко отставать от зарплаты практиков. Такой стимул, как кандидатская степень, сильно потускнел. И теперь мы столкнулись с нехваткой ассистентов. Мы пытаемся как-то изменить ситуацию, но конкретной программы нет.

    Может быть, стоит поискать такие формы сотрудничества для молодых преподавателей, которые бы способствовали другой половине их деятельности, связанной с творчеством: с проектированием, графикой, живописью, дизайном и так далее.

    Поэтому очень важно, что внутри института существует несколько кооперативов. У нас есть домик, который весь набит молодежью, работающей в архитектурных кооперативах МАрхИ.

    Сегодня появилось много новых форм проектной деятельности. Это и кооперативы, и индивидуальные мастерские, и малые предприятия. Учитывают ли в МАрхИ эту ситуацию? Обучают ли студентов тому, что необходимо для работы в такого рода предприятиях?

    Необходимость ориентации и на эту сферу мы ощущаем. Но некоторая неповоротливость не позволяет нам переориентировать даже ряд существующих дисциплин на подготовку студента к условиям рынка.

    Студенты уже ставили вопрос о том, что им необходимо учиться азам юриспруденции, бухгалтерии, взаимоотношениям с заказчиком. Однако мне кажется, что и студенты не ощутили по-настоящему необходимости в этом. Они еще не требуют, стуча кулаком по столу, как это было, предположим, с общественными дисциплинами. Тут они вышли на демонстрацию и потребовали заменить историю КПСС на историю искусств. Здесь же мы имеем одиночные предложения и собственное ощущение того, что надо активнее внедрять эти новые направления. К нам все чаще обращаются кооперативы с просьбой направить к ним на практику студентов, и мы, как правило, эти просьбы удовлетворяем.

    Лет десять назад студентов, почтивших память Джона Леннона, с пристрастием допрашивали в парткоме МАрхИ. Сегодня там можно встретить партийного секретаря, который больше похож на рок-музыканта. Времена меняются, а как вам видится политическая ситуация в институте?

    В МАрхИ всегда была мощная парторганизация. Процент коммунистов в институте был гораздо выше, чем в проектных организациях. Сегодня в партком входят в основном люди в возрасте от 30 до 35 лет, и они определяют характер поведения нашей партийной организации.

    Была в институте и «боевитая» комсомольская организация. Сегодня она агонизирует. Очевидно, возникнет новая студенческая ассоциация. Администрации всегда было привычно иметь дело с организованными студентами. Сейчас у нас такого контрагента среди молодежи нет. Приходят группы, отдельные студенты. Они могут объединяться тем, что они живут в общежитии, или они все уезжают за границу, или они дипломники. Но какого-то социально-партийного или даже просто возрастного студенческого объединения сейчас не существует. Но мне кажется, что оно возникнет. Думаю, что мы находимся в преддверии создания новых общественных организаций, как молодежных, так и «взрослых».

    Но все же акцент сейчас переместился с общественной активности на профессиональную активность и, если можно так сказать, общечеловеческую.

    Интервью взял Леонид ХАЙЧЕНКО

    Posted by admin @ 11:35 дп

Comments are closed.