Статистика:

Search

  • 03Янв

    Одна из базовых отраслей народного хозяйства — капитальное строительство — сегодня в кризисном состоянии. Снижаются объемы строительно-монтажных работ, не выполняются планы по жилью и объектам государственного заказа, падает дисциплина, производительность труда.

    Старая административная система управления взорвана. Скомандовать, заставить, принудить уже невозможно. Структуры, соответствующие рыночным отношениям, не созданы, экономические методы не задействованы. Управляемость строительным комплексом ослаблена.

    При такой ситуации 19 апреля с. г. проведено российское совещание строителей «О неотложных мерах по стабилизации положения дел в капитальном строительстве». В его работе участвовало более 300 человек — представители союзных и республиканских министерств и ведомств; заместители Председателей Советов Министров республик, входящих в состав РСФСР; заместители председателей исполкомов краев и областей; представители строительных концернов, объединений, ассоциаций и других организаций. Совещание вел заместитель Председателя Совета Министров РСФСР Ю. Скоков.

    С докладом «Анализ работы строительного комплекса и пути его совершенствования» выступил заместитель председателя Госкомэкономики РСФСР Л. За-пальский. Он сказал, что кризисное положение в капитальном строительстве в I квартале 1991 г. усугубилось. На территории РСФСР за счет государственных централизованных капитальных вложений и собственных средств предприятий введены в действие основные фонды стоимостью 8,9 млрд. руб.— на 24% меньше, чем в I квартале прошлого года. Освоено 24,7 млрд. руб. государственных централизованных капвложений и собственных средств предприятий, этот объем сократился на 7,2%. Хозспособом выполнено работ на 930 млн. руб.—на 15% меньше. Объем подрядных работ, выполненных республиканскими строительными организациями, сократился на 9%. Ввод в эксплуатацию объектов социальной сферы за счет государственных капитальных вложений также резко снижен: жилья — на 16%, а домов для престарелых — даже на 54%.

    Рост незавершенки за 1986—1990 гг. поглотил прирост капитальных вложений. Удельные затраты на рубль прироста товарной продукции достигли уже 4-х руб. (в 1986 г.- 2 руб. 19 коп.).

    Далее Л. Запальский остановился на путях совершенствования строительного комплекса. В числе основных принципов стабилизации — ускорение процессов приватизации государственной собственности в отрасли, перевод строительных организаций и предприятий в акционерные общества; стимулирование ускоренного создания новых производств небольшой мощности; учреждение региональных бирж стройматериалов и ряд других.

    В выступлении заместителя председателя Госкомэкономики РСФСР прозвучала мысль о необходимости использования в определенной мере роли государственного регулирования экономики в сложный период выхода из кризиса.

    Председатель Госкомархстроя РСФСР Б. Фурманов выступил с докладом «О неотложных мерах по стабилизации
    положения дел в капитальном строительстве и переходу отрасли к рыночным отношениям». Он представил «Программу мер по развитию капитального строительства в условиях перехода к рыночной экономике», подготовленную специалистами Госкомархстроя, Госкомэкономики, Госкомобеспечения, Минфина РСФСР с участием работников государственных строительных концернов, ассоциаций, комитетов, научно-исследовательских и проектных организаций. Первый раздел — формирование строительного комплекса республики и его структуры управления. Суть предлагаемых мер следующая: создание полной инфраструктуры строительного комплекса, исходя из государственной самостоятельности республики; укрепление хозяйственных связей; ускоренное создание республиканских структур по производству строительной техники и оборудования, строительных материалов, по выполнению монтажных и специальных работ, комплектации оборудованием предприятий стройиндустрии.

    Второй раздел — насыщение рынка строительной продукцией. Реализация этой задачи возможна в первую очередь за счет приоритетного направления госкапвложений, вовлечения посредством экономических стимулов в производство стройматериалов и предметов домоустройства предприятий всех отраслей народного хозяйства, привлечения иностранных инвестиций, создания акционерных обществ, совместных предприятий, в т. ч. межрегиональных и межреспубликанских, а также малых предприятий.

    В силу значимости проблемы в третий раздел выделены меры по развитию жилищного строительства. Главным здесь является разработка программы развития коммерческого жилищного строительства, значительное расширение объемов индивидуального строительства.

    В следующем разделе названы меры, направленные на создание первоочередных экономических и организационных условий перехода к рыночным отношениям. В их числе разделение государственной собственности, ее приватизация, преобразование строительных структур в акционерные общества, разукрупнение соответствующих организаций и предприятий, создание различных бирж, коммерческих инвестиционных банков, посреднических и информационных служб и др.

    В последний — пятый — раздел выделены первоочередные законодательные и нормативные акты, обеспечивающие деятельность предприятий и организаций отрасли в условиях рыночных отношений.

    Председатель Госкомимущества

    РСФСР М. Малей остановился на разных подходах к приватизации, дал оценку готовности общества к этой акции, изложил 3-ступенчатую модель приватизации. Заместитель председателя Госкомэкономики РСФСР Ю. Ольховиков сообщил о принимаемых мерах по решению проблем материально-технического обеспечения капитального строительства в 1991 г. и его организации в 1992 г. Выступили также руководители других ведомств и организаций, в т. ч. общественных. Было проявлено единодушие по принципиальным вопросам выхода капитального строительства из кризисного состояния. Одобрена «Программа мер по развитию капитального строительства в условиях перехода к рыночной экономике».

    Posted by admin @ 5:56 пп

Comments are closed.