Статистика:

Search

  • 03Янв

    Сложившаяся в Москве многоуровневая и многозвенная система управления строительством нуждается в коренной перестройке, особенно необходимой при вхождении в рынок. Модель структуры управления инвестиционным комплексом Москвы разрабатывалась нами для условий перехода к рыночным отношениям, которым присущи такие характерные черты, как децентрализация управления и многообразие форм собственности инвесторов и других участников инвестиционной деятельности, экономическая конкуренция и демонополизация, гибкая налоговая политика и рыночная инфраструктура.

    Предлагаемая концепция включает следующие принципы. Во-первых, критериальный подход предусматривает триединую оценку решений — экономическую, социальную и экологическую. Экономический критерий оценки направлен на достижение заданных результатов с минимальными затратами трудовых, материальных, технических и финансовых ресурсов. Второй критерий включает оценку социальных условий участников инвестиционного процесса, а также возможность их улучшения. Экологический критерий характеризует влияние деятельности строительных и особенно промышленных предприятий и организаций на окружающую среду.

    Во-вторых, систему строительства рационально не замыкать только в границах Москвы, напротив, подходить к ее формированию на основе единой агломерации Москвы и Московской области, а возможно, также и с учетом некоторых районов сопредельных областей. Такой подход даст возможность добиться комплексного решения вопросов, связанных со сдерживанием роста населения города, проблемой миграции из города и использования ресурсов местных строительных материалов (ведь, например, более половины промышленных предприятий ППО «Моспромстройматериалы» и все предприятия нерудной промышленности объединения находятся в Московской области и других регионах). Наряду с этим обеспечивается необходимый маневр силами и средствами строительных организаций во времени, что позволит выровнить пики и спады в их производственных программах.

    В-третьих, предусматриваются примат экономических связей всей организационной структуры, обеспечение экономической самостоятельности трудовых коллективов, развитие договорных отношений и горизонтальных связей при минимизации иерархической структуры управления, внедрение конкурсной системы и торгов при заключении контрактов, становление рыночной инфраструктуры инвестиционной деятельности.

    Концепция ориентирована на поэтапное преобразование структуры с осуществлением мер по разгосударствлению собственности и демократизации в инвестиционном комплексе Москвы. А в перспективе — переход к формированию структуры, обеспечивающей весь жизненный цикл здания (сооружения): обоснование выбора места размещения объекта, проектирование, строительство, эксплуатация в течение гарантийного срока (в целях повышения ответственности за качество строительно-монтажных работ), а также реконструкция и капитальный ремонт.

    Предлагаемая модель структуры управления рассматривает в укрупненном виде прямые и обратные связи между субъектами инвестиционной деятельности в Москве, которые в условиях рыночной экономики устанавливают взаимовыгодные организационно-производственные связи через принципиально новое формирование — инвестиционную биржу. По своему статусу эта биржа представляет собой форму взаимодействия предпринимателей и товаропроизводителей, призванную создать благоприятные условия совместной коммерческой деятельности.

    Субъекты инвестиционной деятельности делятся, в свою очередь, на две группы: инвесторы — юридические лица и граждане, принимающие решения о вложении собственных или заемных имущественных ценностей, и другие участники — исполнители заказов и поручений инвестора. Среди вероятных инвесторов в Москве, учитывая особый статус города как столицы СССР и РСФСР, а также крупного научно-производственного и социального центра, следует выделить группы бюджетных инвесторов (это прежде всего союзные, республиканские и муниципальные инвестиции), а также группу внебюджетных инвесторов, в том числе самостоятельные организации и предприятия, иностранные, частные (личные), а также смешанные инвестиции.

    В соответствии с Законом об инвестициях инвесторы могут выступать в роли вкладчиков, кредиторов, покупателей, а также выполнять функции других участников инвестиционного процесса, что обусловлено гибкостью системы управления в рыночных условиях хозяйствования.

    В частности, для реализации своих целей они могут либо выходить непосредственно на инвестиционную биржу, совмещая в этом случае функции заказчика, либо, что предпочтительнее, воспользоваться услугами самостоятельных посреднических фирм, выполняющих эти функции по договору с инвестором. Свою деятельность такие фирмы ведут за счет соответствующих отчислений от общей суммы инвестиций (порядка 0,8—1,5% в зависимости от их объема).

    К другим участникам инвестиционной деятельности относятся заказчики (служба заказчика), подрядчики, поставщики, биржевые учреждения, банки, страховые общества, проектные организации, посреднические и прочие фирмы (в том числе с участием иностранного капитала). Они приобретают в установленном порядке право (лицензии) на исполнение заказов и поручений инвесторов.

    Инвестиционная биржа выходит за рамки исключительно рынка строительно-монтажных работ, поскольку под инвестициями следует понимать также другие виды имущественных ценностей — денежные средства, движимое и недвижимое  имущество, а также право пользования землей и ее недрами. Следовательно, непосредственно конкурсами и торгами по сделкам на строительно-монтажные работы будут заниматься филиалы или отделы инвестиционной биржи. Она, в свою очередь, также может иметь свои филиалы или отделы, связанные с биржами труда, фондов, финансов. Но для существующей городской агломерации Москвы и Московской области более предпочтителен вариант, предусматривающий наличие самостоятельных специализированных бирж с сетью посреднических брокерских фирм.

    Вопросы финансирования инвестиционных программ рационально решать через самостоятельный инвестиционный банк Москвы с учетом четкого взаимодействия со всеми участниками инвестиционного процесса, и в первую очередь с инвестиционной биржей. То же самое целесообразно рекомендовать и в отношении инвалютных операций, имея в виду создание специализированной валютной биржи или банка.

    Основные организации-подрядчики в Москве и области, по нашему мнению, должны базироваться на существующих структурах — ПСО «Главмосстрой», ПСО «Моспромстрой», ППО «Моспромстройматериалы», ППСО «Мосмонтажспец-строй» и ПСО «Мосинжстрой». В этой связи идеальным вариантом представляется путь постепенных реформ, который позволил бы свести к минимуму экономическую нестабильность строительного комплекса столицы и в кратчайшие сроки обеспечить реальный рост экономической эффективности отрасли. Хотя очевидно, что попытки улучшить положение дел лишь полумерами, опираясь на старую систему, явно не пригодны. Поэтому на первом этапе реорганизации системы управления целесообразно в целом сохранить существующие строительные организации, придав им новые функции рыночного хозяйствования и обеспечив соответствующее организационно-экономическое преобразование их форм.

    форм управления, как акционерное общество (холдинговая компания), концерн арендных предприятий (тем более что в системе Мосстройкомитета в 1990 г. более 25 коллективов уже перешли на арендные отношения), а также различного рода ассоциации, в том числе совместных предприятий. При этом основными принципами перестройки структуры объединений при переходе к рыночным отношениям являются: демократизация управления; подготовка предприятий и организаций к приватизации форм собственности; сохранение организационного и хозяйственного единства предприятий промышленности строительных материалов, обеспечивающего четкую и своевременную комплектацию строек города.

    Вместе с тем в сфере деятельности подрядчиков особое внимание следует уделить Мосархитектуре, подразделения которой в предлагаемой схеме занимаются научно-изыскательскими и проектными работами по градостроительству и планировке территории Москвы и Московской области, вопросами архитектурного облика города, районных и сельских населенных пунктов. Переход на новые методы хозяйствования в условиях рыночных отношений позволит, по предварительной оценке, примерно вдвое сократить численность работников этого формирования, нацелив их на решение архитектурных и градостроительных задач.

    Целесообразно также реорганизовать ремонтную службу города, ориентировав ее на капитальный ремонт и реконструкцию зданий и сооружений и обеспечив организационно-экономическое единство их деятельности.

    В системе строительного комплекса Москвы важное место отводится специализированному объединению (ассоциации) «Мосреставрация». Это обусловлено тем, что объемы реставрационных работ, по нашему мнению, должны быть увеличены во много раз, имея в виду архитектурные памятники и наиболее ценные здания старой Москвы и Московской области, и среди них здания и сооружения культовых служб.

    В целом в подсистеме организаций-подрядчиков следует ускорить развитие малых строительных предприятий и кооперативов, совместных предприятий, а также частных (личных и семейных) строительных организаций (бригад) и других форм свободного предпринимательства, которые могут заключать договоры с указанными подрядными организациями на правах субподрядчиков.

    В свою очередь, крупные строительные фомирования (акционерные общества, ассоциации и концерны), как правило, на первом этапе будут выходить на отношения с инвестиционной биржей самостоятельно, предусмотрев для этих целей специализированные структурные службы (например, отдел маркетинга). Однако более предпочтителен вариант выхода — при помощи услуг различных посреднических фирм, участвующих в проводимых на инвестиционной бирже торгах и представляющих по заключенному контракту интересы той или иной подрядной организации. Что же касается самостоятельных малых предприятий, кооперативных и частных фирм, а также семейных бригад, то они, вероятнее всего, без услуг посреднических фирм во взаимоотношениях с другими участниками инвестиционной деятельности обойтись не смогут. Причем с развитием рыночной инфраструктуры роль посреднических фирм будет возрастать.

    Моссовет и Мосгорисполком в предлагаемой схеме являются идеологами инвестиционной политики, которую целесообразно ориентировать на возможное сокращение нового производственного строительства и концентрацию ресурсов на приоритетных направлениях социального развития города. К выполняемым ими функциям следует отнести следующие:

    вопросы земельного законодательства, отвода и использования земель, их оценка;

    экологический контроль; градостроительный и архитектурный надзор за строящимися и реконструируемыми объектами;

    экспертиза проектов строительства новых объектов, расширения, реконструкции, модернизации и технического перевооружения;

    контроль надежности сооружений и технологий строительства;

    выдача лицензий на осуществление соответствующей деятельности, которые могут носить постоянный, временный и разовый характер;

    установление городского заказа на капитальное строительство;

    экономическое регулирование инвестиционной деятельности посредством налоговой политики, рыночного ценообразования (в переходный период существования монополий целесообразны ценовые ограничения), положений амортизационной политики, а также кредитно-финансового механизма и др.;

    установление принципов и порядка финансирования процесса воспроизводства основных фондов;

    осуществление комплекса подготовительных мероприятий — инвентаризация
    объектов незавершенного строительства, определение возможностей консервации производственного строительства в городе;

    изучение результатов перехода на рыночные условия хозяйствования и внесение необходимых корректив в механизм этого перехода;

    привлечение средств зарубежных фирм для быстрого использования передовых технологий и прогрессивного оборудования;

    обеспечение размещения контрактов, условий конкуренции и проведение антимонопольных мер (установление квот объема работ данного профиля), торговая регистрация участников инвестиционной деятельности.

    В настоящее время уже ведется работа по разгосударствлению собственности и демонополизации в строительном комплексе Москвы. Так, в целях совершенствования организации управления собственностью Моссовета в соответствии с Законом СССР «О собственности в СССР» решением президиума Московского Совета № 105 от 8 октября 1990 г. Мосстройкомитет уполномочен управлять собственностью Моссовета, находящейся в хозяйственном ведении организаций и предприятий строительного комплекса города и призван ускорить процесс перехода на рыночные отношения в отрасли. В свою очередь, Мосстройкомитет делегирует своим объединениям права в установленном порядке представлять его при аренде государственного имущества, создавать акционерные общества.

    На первом этапе разработку основных положений инвестиционной политики целесообразно осуществлять Постоянной комиссией по градостроительству, архитектуре и строительному комплексу Моссовета. Контрольно-ревизионные функции, координацию взаимодействия участников инвестиционного процесса, а также решение конкретных практических вопросов целесообразно закрепить за Мосгориспол-комом, сформировав для этих целей рабочий орган — Комитет по строительству.

    Безусловно, развитие рыночных отношений в строительстве обусловит адекватное изменение функций управления на всех уровнях. Соответственно будут уточняться функции, структура и штаты аппарата комитета. Так, при формировании на базе существующих объединений различных ассоциативных органов управления возможен вариант создания на его базе Совета по строительству, непосредственно подчиненного Мосгорисполкому. За этим Советом будет закреплена функция координации участников инвестиционной деятельности.

    Помимо приведенных на модели организаций — участников инвестиционного процесса целесообразно создавать на основе существующих управленческих структур сеть муниципальных и коммерческих организаций, оказывающих услуги не только посреднического, но и консультационного, научно-исследовательского, страхового, экспертного и иного характера на конкурсно-договорной основе, а также формировать службу изучения спроса и предложений на инвестиционном рынке города.

    Александр НЕМЧИНСКИЙ, доктор экономических наук, профессор

    Павел ЗАИКИН, кандидат экономических наук

    Posted by admin @ 6:02 пп

Comments are closed.