Статистика:

Search

  • 03Янв

    СИДНЕЙ. РЕКОНСТРУКЦИЯ ДАРЛИНГ ХАРБОР.

    Проект реконструкции Дарлинг Харбор — крупнейший многофункциональный проект реконструкции, осуществляемый в Австралии. Рассчитанный на 16 миллионов посетителей ежегодно, этот центр был спроектирован за 3,5 года и является одним из наиболее успешных по реконструкции водного фронта.

    Комплекс включает выставочный центр (25 ООО м2), объединенный с конференц-залом на 3500 мест; рыночную площадь, используемую для торговли и проведения фестивалей; национальный морской музей, музей науки и искусства Поверхаус; развлекательный центр на 12 500 мест; Китайский сад; сооружения для использования водного пространства (причалы для лодок, яхт, водных такси); таверны; рестораны; автостоянки; монорельс, связывающий комплекс с центром Сиднея. Общая стоимость 2540 млн. долларов. В том числе 853 млн.— муниципальные средства, 1688 млн.— капитальные вложения частного сектора. Таким образом, на 1 доллар муниципальных инвестиций пришлось 2 доллара частного сектора.

    ЛОНДОН. РЕКОНСТРУКЦИЯ РАЙОНА ДОКЛЭНД.

    Район Доклэнд занимает территорию 2200 га и протянулся на 11 км вниз по течению Темзы от Тауэрского моста. К 2000 г. будет создано 200 000 рабочих мест в этой зоне. Сейчас уже построено 13 000 зданий, к концу десятилетия появятся еще 20 000. Торговая площадь возрастет с 1,1 млн. м2 до 6,1 млн. м2 к 2000 г. 1,1 млрд. долларов вкладывается в транспортную инфраструктуру.

    Канари Варф — крупнейший объект в системе Доклэнда. Здесь создается 50 000 рабочих мест, размещается 1,4 млн. м2 офисов, магазинов, гостиниц, выставочных и конференц-залов. В течение 10 лет из второстепенного промышленного район превратится в главный городской центр.

    БОСТОН. РЕКОНСТРУКЦИЯ ЧАРЛЕСТОН НЭЙВИ ЯРД.

    Начало реконструкции в 1970 г. Окончание ожидается в 2000 г. Это один из наиболее успешных проектов реконструкции водного фронта в США. Проект включает 13,2 га открытых территорий, 248 310 м коммерческих учреждений, офисов, гостиниц; 43 710 м культурных учреждений, 1200 домов.

    ТОКИО. ТЕЛЕПОРТ.

    Телепорт Таун — городской подцентр, который должен быть создан в акватории Токийского залива. Предполагается, что в XXI в. ежедневно здесь будут работать 110 000 человек, 60 000 будут жить здесь, множество временно работающих и отдыхающих будут посещать этот район. Основная территория Токио Телепорт Таун будет состоять из четырех районов, связанных пешеходной коммуникацией. Район Даиба. Офисы, коммерческие учреждения, отели запроектированы вокруг парка. Здесь работающие смогут делать покупки, заниматься водными видами спорта, музыкой в окружении природы.

    Район Айоми. Здесь размещаются основные объекты Телепорта. Они будут оснащены современными космическими средствами связи, обеспечивающими контакт с учреждениями в любой точке мира.

    Район Ариакс Минами. В этой зоне будет развиваться инфраструктура для промышленности, бизнеса, культуры. Выставки и собрания будут организовываться в Международном выставочном центре, крупнейшем в Японии.

    Район Ариаке Кита. В зоне Ариаке с 1987 г. действуют теннисный парк и колизеум. Однако этот район будет развиваться в будущем. Здесь будут размещаться основные очистные сооружения с самой современной технологией.

    Пешеходная зона. Соединяет основные районы и включает пространства для проведения фестивалей, парадов, концертов, рыночной торговли.

    ОСАКА. ПРОЕКТ ТЕХНОПОРТА.

    Осака Технопорт рассматривается как основной проект Японии XXI в. Он будет размещен на намывной территории и предназначен для создания нового района города. Цель Технопорта — сконцентрировать на территории в 775 га инфраструктуру для обеспечения эффективного международного обмена, получения самой современной информации, разработки передовой технологии. Здесь также будут создаваться культурные, спортивные, рекреационные комплексы и жилые дома для обеспечения комплексной урбанизации среды. Космосквер (160 га) — включает международный выставочный зал, Телепорт, Международный торговый центр, Азиатско-Тихоокеанский торговый центр.

    Остров спорта (130 га) — предоставляет условия для спорта, рекреации и оздоровления. Занятия предусматриваются на открытом воздухе, на воде, в крытых залах. Темпозан — жилой район, построенный на площади 4 га. Здесь размещается культурная зона, в которой представлены традиции различных районов мира. Кроме этого, имеется 26 дискотек, 10 ресторанов, 53 магазина.

    Аквариум — крупнейший в мире. Большой бассейн имеет глубину 9 м и объем воды 5400 тонн. Окружен 13 малыми бассейнами. Более 1 млн. человек посещает бассейн аквариума в течение месяца.

    ЛЕНИНГРАД. РЕКОНСТРУКЦИЯ АНСАМБЛЕЙ ПЕТЕРГОФСКОЙ ДОРОГИ.

    «Петергорфская перспектива» — историческая зона, соединяющая центр города с ансамблями Петродворца и Ораниенбаума. В зоне располагаются многочисленные парки, дворцовые ансамбли, памятники архитектуры, композиционно связанные с побережьем Финского залива. Цель проекта — восстановить культурно-историческую среду, на основе которой осуществить программы туризма, досуга и отдыха ленинградцев, дать развитие представительским функциям. «Петергофская перспектива» — это новое «окно в Европу». Проект находится в стадии разработки в Ленинградском инженерно-строительном институте.

    Венеция — уникальный и красивейший город мира, город-сказка. Венеция — символ всех городов, жизнь которых неразрывно связана с морем. Поэтому не случайно представители из шестнадцати стран мира (в том числе и из Ленинграда) собрались в Венеции на конференцию «Водный фронт — новая граница города», организованную международным центром «Города на воде». Актуальность темы очевидна. Практически все города, расположенные вдоль водного фронта, независимо от того, море это, река или озеро, сталкиваются с остро конфликтными проблемами преобразования прибрежных территорий, сохранения экологического равновесия, реконструкции промышленных и портовых территорий с целью перепрофилирования их функций для социально-культурных целей, сохранения ландшафтов береговой линии. Открыто стоит вопрос возвращения человека к воде как среде для активной жизнедеятельности (рекреационной, туристской, коммерческой и др.). Постоянно ощущается недостаток информации о том, что осуществляется в аналогичных градостроительных ситуациях в мире.

    Международный центр «Города на воде» среди своих основных задач видит содействие информационному обмену по принципиальным вопросам развития населенных мест, сталкивающихся с этими проблемами. Он был создан в 1989 г. университетом и муниципальными властями Венеции. Направленность деятельности многообразна: архитектура, экономика, экология и так далее. Центр считает полезным сделать доступной современную картину изменений, которые происходят в старых промышленных и портовых территориях важнейших городов, имеющих значительный опыт организации такой деятельности.

    Сейчас именно в таких городах проводятся наиболее престижные реновационные программы, ориентированные в следующее столетие. От Ленинграда до Токио, от Сиднея до Роттердама в этой области осуществляется бурная деятельность, включающая инвестиции, проекты, строительство. Ее результаты часто бывают неудовлетворительны, но и это важный урок. Требуются новые идеи застройки этих зон, имеющих большую историческую и ландшафтную ценность, располагающихся в высоко урбанизированной среде.

    Итак, конференция «Водный фронт — новая граница города». Хозяева постарались создать наиболее благоприятную обстановку для творческой работы. Частью конференции было открытие выставки, подробно иллюстрирующей передовой опыт освоения береговых территорий. И хотя эти представленные проекты полностью еще не реализованы, выставка дает представление о гигантской деятельности, осуществляемой на прибрежных территориях. Выставка имеет самостоятельный технический и политический интерес. В течение 1991 г. будет показана во многих городах Европы, Соединенных Штатов Америки и Дальнего Востока. Возможен ее показ и в Ленинграде. Таким образом, с проектами, относящимися к будущему городов, будет ознакомлена широкая общественность.

    Представленные на обсуждение проекты и программы освоения прибрежных территорий дали возможность выявить следующие закономерности. Было отмечено, что активное освоение водного фронта городов является символом 80—90-х годов, подобно тому как строительство автострад и новых селитебных районов символизировало 60—70-е годы. Этому есть свои причины. Технологические изменения сделали ненужным использование значительных территорий в центрах городов под индустриальные и транспортные функции. Возникли возможности их трансформации для формирования систем обслуживания, туризма, досуга, рекреации, деловых функций. Ученые и проектировщики получили широкое поле деятельности, необходимость соответствующего реагирования на сложившуюся ситуацию.

    Значительные изменения произошли в хозяйственном механизме и инвестиционной политике. Это впрямую касается и нашей страны. Появились новые возможности взаимодействия государственного и частного секторов экономики. Во всех развитых странах государство разрабатывает или контролирует выполнение комплексных программ строительства и берет на себя создание необходимой инфраструктуры, а частный сектор финансирует отдельные разделы программы, дающие высокий экономический эффект от вкладываемых средств. Доля капитальных вложений частного сектора составляет от 2 долларов в Австралии до 10 долларов в Японии на 1 доллар государственных средств.

    Однако государственное участие является важнейшим гарантом интересов населения. Без него коммерциализация может не только смести человеческий масштаб города, но и полностью уничтожить нормальную среду обитания человека (как произошло в Гонконге). Взаимодействие частного и государственного капитала привело к созданию комплексных корпораций по застройке крупных комплексов. Объемы строительства, осуществляемые этими смешанными предприятиями, возросли в беспрецедентном масштабе.

    Конференция показала многообразие подходов к решению проблем застройки городов на воде. Характер освоения прибрежных зон зависит от многих факторов. В особенно динамично развивающихся городах, обладающих ограниченной территорией (Токио, Осака, Гонконг), при значительном росте стоимости земли осуществляется намыв новых территорий. Строительство на водных пространствах заливов Токио, Осаки, Гонконга, в силу географических особенностей, позволяет получать новые районы, удобно связанные транспортными коммуникациями с существующими деловыми и селитебными зонами. В других градостроительных ситуациях при отсутствии жестких планировочных ограничений идет перепланировка промышленных портовых территорий под другие общественные функции.

    В Лондоне, Роттердаме, Барселоне, Венеции производственные здания, терминалы, склады перестраиваются или заменяются офисами, зонами отдыха и досуга.

    Важной проблемой является создание контактного слоя между городом и водным пространством, допускающего осуществление многообразных видов деятельности и функциональной активности у воды, на воде. Эталон такого подхода — Венеция. Попадая сюда впервые, испытываешь настоящее потрясение от сложившегося здесь уклада жизни. В Венеции нет машин. Роль транспортных магистралей выполняют каналы, по которым передвигается транспорт (катера, лодки, гондолы), перевозятся грузы, снабжаются предприятия торговли. Вода входит в жизнь каждого здания, площади, улицы. Во многих городах (Генуя, Глазго), где люди живут уже не у воды, а у порта, этот путь — возвращение к утраченным формам деятельности. Оживление береговой линии — суть преобразований безразличного экрана застройки в человеческую среду.

    Однако этот процесс идет не без издержек. Большинство архитекторов осудило «манхеттенизацию» городов, сравнив это явление со «слоном в посудной лавке». Строительство гигантских зданий разрушает существующий городской ландшафт. Появляются обширные зоны затенения, перераспределяются ветровые потоки. Обостряются экологические проблемы, связанные с появлением в этих районах больших масс людей, машин, а соответственно загрязнений.

    В отличие от Торонто, Гонконга, Нью-Йорка, где возобладали коммерческие интересы и в условиях неограниченного повышения стоимости земли в прибрежной части обусловили рост города по вертикали, в Венеции, Сиднее, Роттердаме этого избежали. Наличие исторического центра и стремление к его сохранению сдерживало разрушение человеческого масштаба. И несмотря на создание здесь значительных рекреационных и общественных центров, ущерба композиции города нет.

    Что можно ожидать от следующего раунда освоения водного фронта? Перспектива за разработкой комплексных программ, в которые помимо экономической эффективности включаются критерии средового подхода. Фактически это возврат к нормальному архитектурному окружению для человека. Идет переход от проектирования единичных зданий к созданию комплексов, органично вписывающихся в историческое окружение. Сооружения будут частью ландшафтных систем. Оснащенные совершенными инженерными системами, они внесут новую жизнь в городскую среду. Только такими подходами возможна трансформация прибрежных территорий как нового планировочного элемента урбанизированной среды.

    Проведенная в Венеции встреча и дискуссия не исчерпала все проблемы прибрежных территорий. Центр «Города на воде» продолжает свою деятельность. Тема конференции 1992 г. «Город и чистота воды». Заявки для участия можно направлять по адресу: Италия, Венеция, Сан-Марко 875, 30124, Международный центр «Города на воде».

    Федор ПЕРОВ, Валерий НЕФЕДОВ

    Posted by admin @ 6:03 пп

Comments are closed.