Статистика:

Search

  • 22Май

    На основе анализа старинной голландской гравюры

    Каменные здания XV—XVI вв. в Николо- Вяжищском монастыре уже почти триста лет не существуют. Однако, благодаря члену голланд­ского посольства 1615 г. Антонису Хутеерису, зарисовавшему монастырь, мы имеем воз­можность представить себе его древние памят­ники. Рисунки голландца, по-видимому, реалис­тичны и достаточно точны. Запечатленные им, например, виды Ивангородской крепости, сохранившейся до сего дня, очень близки к натуре. Поэтому можно считать, что и изобра­жение Вяжищского монастыря — достоверный исторический источник.

    Каменное строительство здесь началось во второй трети XV в., после того, как монастыр­ский казначей Евфимий стал новгородским архиепископом. Первая постройка — Николь­ский собор — была возведена в 1436 г., но в сле­дующем году она рухнула. В 1438 г. ее востановили «на старой основе», а в 1441 г.—распи­сали. На гравюре Хутеериса собор виден с северо-запада. Это одноглавый храм с восьми- скатным покрытием и луковичным куполом без креста. Барабан церкви был богато декориро­ван. Верхний ярус — архитектурный пояс — пока­зан несколько преувеличенно, так как слишком сильно вынесен от барабана. В последнем восемь окон, в простенках которых имеются круглые ниши. Под аркатурой изображены круглые и редко расставленные ниши.

    Хотя в целом система декора барабана не имеет аналогии в новгородской архитектуре, но каждая его составляющая находит тут прямые параллели: ниши под аркатурным поясом — в барабанах церквей Николы 1343 — 1349 гг. в Изборске и Спаса-на-Ильине 1374 г.; ниши на уровне оконных перемычек — в Спасе-на-Ильине и церкви Федора Стратилата 1360—1361 гг.; ниши между окнами — в барабане церкви Ни­колы Белого нач. XVII в.

    Храм покрыт восьмискатной крышей. Под ней на фасаде изображена многолопастная арка. В центральной части фасада — композиция из маленького окошка почти под коньком крыши и двух окон чуть большего размера ниже. Это характерное для новгородской архи­тектуры второй пол. XIV — начала XV в. распо­ложение окон. В нижней части фасада, в зоне примыкания контрфорсов, в рисунке чув­ствуется некоторая неясность. Видны три про­ема, средний из которых значительно шире остальных (портал?). Боковые же, более узкие, «обрезаны» контрфорсами. Проемы разделяют вертикальные пунктиры, проведенные от земли до многолопастной кривой.

    Однако на гравюре изображено только по одному пунктиру с каждой стороны, а не по два, как это было бы логично для реалистического изображения. Кроме того, боковые проемы — окна — оказались смещенными на эти «лопатки». Видимо, голландец, не знакомый с традицион­ными формами новгородской архитектуры, не совсем разобрался во взаимоотношениях эле­ментов северного фасада собора, искаженного к тому же примыканием контрфорсов, закрыв­ших его боковые части. Достоверная черта в изображении этой зоны фасада — отсутствие у собора дверного проема — входа в церковь на уровне первого этажа.

    Объяснение этому можно найти в описании монастыря, выполненном Павлом Алеппским в 1654 г.: «… сначала нас повели в церковь св. Николая, которая очень высока с лестницами кругом, потому что построена на сводах». Это значит, что у собора был каменный подклет. Вход в него, видимо, был на западном или южном фасаде. К порталам 2-го этажа южного, северного и западного фасадов вели лестницы, скорее всего деревянные. Отсутствие двери в подклет на северном фасаде не должно удивлять, так как в подклет могла вести только одна или две двери. К северо-восточному углу собора с севера примыкает контрфорс с наклонным двускатным покрытием, его торец имеет странную выступающую «рамочку». К северо-западному углу примыкает такой же контрфорс.

    Posted by admin @ 4:31 пп

Comments are closed.