Контрфорсы в виде высоких мощных стен — достаточно редкий конструктивный прием в русской архитектуре XV—XVI вв. Однако, по-видимому, в 1547—1548 гг. именно в Новгороде архиепископом Феодосием таким образом был укреплен Софийский собор. Когда были сделаны контрофорсы Никольского собора, неизвестно: первый, 1436 г., рухнул в течение года после окончания строительства. Церковь Иоанна Златоуста на Владычном дворе, возведенная в 1435 г. мастерами архиепископа Евфимия, обрушилась «только мастеры сверъ- шив сошли». Церковь Анастасии (1440 г.) рухнула в 1463 г. Такие частые обрушения храмов говорят о недостаточной компетентности некоторых мастеров Евфимия. Вероятно, несущие конструкции Никольского собора быстро обветшали и в XVI в. потребовали укрепления контрфорсами. Однако и эти меры, видимо, оказались неэффективными, ведь уже в 1617 г. она «обрушилась не ото многа».
У северной трети западного фасада, почти скрытая северо-западным контрфорсом, изображена маленькая одноглавая церковь. По сути дела, видны только верх крыши с окошком в северной стене, барабан с узкими окнами и луковичный купол без креста. Эта постройка, судя по описи Вотской пятины 1500 г.,— церковь Евфимия Великого («… церковь большая Никола Чудотворец, да туто же у тоеж церкви церковь Еуфимеи Святый»). Она была построена «над гробом… владыки Евфимия» в период между весной и 29 июня 1463 г.
С запада церковь Евфимия прикрывает комплекс двухэтажных построек. К сожалению, остается неясным, примыкали ли они к приделу или стояли отдельно. Восточная постройка представляет собой двухэтажное здание прямоугольной формы, покрытое двумя, частично разрушенными, двускатными крышами (конек 3—В). Северный фасад здания имеет междуэтажный карниз, два больших окна на втором этаже и четыре большие ниши с полуциркульным завершением на первом. За крышами изображен широкий и низкий барабан с луковичным куполом и крестом. Сложной формы западная постройка к моменту исполнения гравюры, видимо, была частично разрушена, так как на переднем плане она уже без крыши, с воротами в первом этаже и двумя большими окнами, «посаженными» на карниз междуэтажного перекрытия. С запада сооружение имеет узкий торец, в который упирается широкая каменная однопролетная лестница. Из-за нее «выглядывает» полуразрушенное прямоугольное строение с сохранившейся в стене нижней половиной окна.
Наверное, перед нами — надвратная монастырская церковь, которая существовала в монастыре уже в 1500 г. («…да над вороты церковь Иван Богослов…»). В XVII в. здесь была надвратная церковь Благовещения. В летописи Авраамки под 1466 г. читаем: «Того же лета месяца июня подписана церков на Вежищах в имя святого великаго преподобнаго Еуфимия, над гробом раба его архиепископа Великого Новагорода владыке Еуфимия, в его обители, повелением архиепископа Великаого Новагорода и Пскова владыке Ионы; такоже и святый Антонеи подписаша на вратах монастыря святого Николы Вежищь, при игумене Варламе и при смиренном старце Митрофане».
Деревянная Антониевская церковь известна в монастыре с 1419 г. Наверное, на рубеже XV—XVI вв. произошла смена посвящения храма. Если его расписали в июне 1466 г., то, зная практику строительства и росписи церквей в XV в., можно предположить его закладку в 1463—1464 гг., то есть сразу после строительства Евфимиевского придела. Это подтверждает и их одновременная роспись. Местоположение комплекса между собором и трапезной с фасада на северо-запад в целом отвечает топографическим реальностям средневековья — дорога из Новгорода шла с юго-западной стороны от монастыря. Павел Алеппский определяет местоположение Благовещенской церкви «близ» Никольского собора. Однако архитектурные формы постройки не позволяют нам однозначно датировать здание XV в. и считать его надвратной церковью.