Статистика:

Search

  • 22Май

    Дело в том, что горизонтальные тяги-кар­низы появляются в новгородской архитектуре только в 1530-х гг. Ряд крупных ниш первого этажа более всего напоминает архитектурные формы первого этажа церкви Никиты 1550-х гг. В XV в. такие фасадные ниши неизвестны. Бара­бан церкви слишком «механистично» насажен на крыши комплекса, что совершенно не соот­носится с реалистичным и перспективно точным характером остальных частей рисунка. Вероятно, надвратная церковь во второй поло­вине XVI в. была обстроена дополнительными пристройками, а Хутеерис не смог абсолютно точно нарисовать этот сложный, да к тому же и полуразрушенный к 1615 г. («и иные церкви от немецких людей разорены») комплекс.

    На правой половине гравюры изображены постройки трапезной — большого продолгова­того двухэтажного здания. Оно имело двускат­ную крышу, но ко времени посольства от нее сохранились только фронтоны. Под карнизом показан ряд пятиугольных (?) ниш. Второй этаж имеет три окна на западном фасаде и крупные окна разного размера на северном. Вход — на западном фасаде, а на северном — вход на вто­рой этаж. Он имеет большое каменное крыльцо без кровли, с двухмаршевой Г-образной лестни­цей. Из трапезной «торчат» печные трубы.

    К восточному торцу трапезной примыкает высокий прямоугольный объем без окон, имев­ший утраченное к моменту рисования восьми- скатное покрытие, от которого остались только фронтоны. В отличие от трапезной, у этого объема на фронтонах показаны свесы кровли. В верхней части его северного фасада изобра­жена крупная полуциркульная ниша. Высокая полукруглая (?) апсида имеет частично разру­шенное покрытие (видна кровельная обре­шетка).

    Строительство трапезной в разных источни­ках указано под разными годами. В Новгород­ской III летописи под 1439 г. читаем: «постави архиеписком Евфимии церковь каменую с тра­пезою теплою, святаго… Иоанна Богослова со многими монастырскими погребами и хлебню под трапезою устроиша и подписанием подпи­сана». А летопись Авраамки под 1457 г. свиде­тельствует: «Поставиша церковь камену с тра­пезою каменою, на Вежищах, во имя святого Иоанна Богослова, повелением владыки Еуфи- мия».

    Писатель XV в. Пахомий Серб в житии Евфимия так описывает историю создания тра­пезной: «…видя себе от старости изнемогша… желание же велие имяше: ащо можно, при своем животе в том же монастыре возвигнути церков теплую вкупе с трапезою святому… Иоанну Богослову. Темже и въскоре зодьчии събрав, делу касатися веляше. Елмаже он начи- наше, Бог же тому много паче спешаше; начат же в пост великии, прашедшу же пресветлому всемира воскресение Господа празднику, бра­тия тогда ядоша в трапезе той, аще и не свер­шена бяше… въскоре и церков с трапезою съвершена бысть; вохоте же и подписати ю; но изъграфи, рекше писцы, възбраняху тому, гла- голюще, яжо еще лето или множае немощно есть писати, дондеже псъхнет. Он же никакоже тех слущаще, по неволе делу вскоре коснутися, еже и бысть. Толико бо желание имяше еже съвершитися церкви и трапезе, елико и Бога молити, глаголя: Господи въседержителю, даруй ми ноне един день видети церков възлюб- ленного твоего с трапезою съвершивуюся, и тогда якоже хощени, сътвориши. Бог же моле­ния того не презри; толико бо въскоре подпи­сана бысть церковь и трапеза; темже и на самое съшествие святаго Духа и на память Иоанна Богослова и мастеры, вся съвершивше, прочее и в домы своя отъидоша».

    Пахомий был очевидцем строительства трапезной. Евфимий умер 10 марта 1458 г., а трапезную, как видно из рассказа, он всеми силами стремился завершить до своей смерти. Кажется, есть достаточно оснований датировать строительство трепезной 1457 г. Сообщение же поздней (XVII в.) Новгородской III летописи сле­дует, по-видимому, отнести к 1457 г.

    Соответствуют ли архитектурные формы трапезной указанной дате? Сложность ответа на этот вопрос состоит в том, что наиболее ранние дошедшие до нас новгородские трапезные отно­сятся только к 1530-м гг. Поэтому прежде всего нужно выяснить, есть ли в архитектуре трапез­ной какие-либо детали, противоречащие тради­циям XV в.

    Posted by admin @ 4:32 пп

Comments are closed.