Статистика:

Search

  • 17Май

    LOW-RISE BUILDING IN THE CITY

    Автор: Нарбаев Батырбек Мукатаевич

    Author: Batyrbek Mukataevich Narbaev

    Должность: Начальник мастерской № 18 ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы»

    Post: Chief of the project studio №18 «Research and design institute of Master Plan for Moscow»

    Звания: Лауреат премии Правительства Российской Федерации в области науки и техники, Почетный строитель города Москвы

    Degree: Russian State Prize-winner in the field of science and technics, honoured builder in Moscow

    Сфера научных интересов: Архитектура, градостроительство

    Field of research: Architecture, urbanistics E-mail: genplan18@mail.ru

    УДК 341.232

    Аннотация: Вкрапление малоэтажных коттеджных домов в застройку крупного города направлено на создание сомасштабной человеку и экологически чистой жилой среды. Эти увлекательные в градостроительном, но достаточно сложные во всех других отношениях вопросы освещаются в статье, в основу которой положены проектные предложения и их реализация в Северном и Южном Бутове.

    Summary: Low-rise building in the city aimed at environmentally safe and friendly area for people.

    The article marks out rather sophisticated and exciting points in the field of urbanistics and highlights project alternatives and their realization in Moscow districts as well as Severnoye and Yuzhnoye Butovo.

    Ключевые слова: Малоэтажная коттеджная застройка; Бутово; поселок ЖСА «Альфа»

    Keywords: Low-rise buiding; Butovo; settlement «Alfa»

    Литература: Материалы проектной территориальной мастерской ЮЗАО г. Москвы «Моспроект-1» за 1985-2005 гг.

    Архитектура. Работы проектных и научных институтов Москвы 1984-1988 гг. М., 1992.

    Нарбаев Б. М. Юго-Запад Москвы. Градостроительное единство и планировочное своеобразие ^Архитектура и строительство Москвы. № 5. 2002.

    Есаулов Г. Б. Яков Белопольский. М., 2009.

     

    В эпоху массового индустриального жилищного строительства теоретические предложения по размещению малоэтажной застройки в крупных городах появлялись с постоянной периодичностью. Однако до недавнего времени этот важный с точки зрения улучшения пространственной организации жилой среды вопрос практической поддержки не имел. Начиная с 1989 года, когда изменилась социальная ситуация в стране, на процесс проектирования и строительства значительное влияние стали оказывать новые заказчики, в результате чего получили жизнь и иные градостроительные решения. К этому времени в Москве возник ряд районов, в застройке которых появились блокированные малоэтажные и отдельные коттеджные дома. Это Косино-Жулебино, Толстопальцево, Куркино, Кожухово, Северное и Южное Бутово.

    При освоении резервной территории в Северном Бутове проектировщики под руководством академика архитектуры Я. Б. Белопольского впервые представили на общественный совет Москомархитектуры (1985) вариант малоэтажной застройки нового района. Их предложение, которое базировалось на подчеркивании уникальной природно-ландшафтной среды, необходимой поддержки не получило. Столкновение противоположных концептуальных подходов к решению планировочных задач привело к победе более «экономических», нежели «градостроительных» взглядов. Таким образом родился вариант смешанной разноэтажной застройки (от 4 до 16 этажей) и отдельных композиционно оправданных участков с застройкой 22-этажными зданиями. В варианте ПДП Северного Бутова 4-этажные дома в общем объеме занимали незначительную долю — менее 1,5%. Именно этот прием в конечном счете определил пространственный образ жилого района Северное Бутово.

    Композиционным стержнем планировочной структуры района стали пойма реки Битца с ее охранной зоной и новая трасса бульвара Дмитрия Донского, проложенная от Московской кольцевой автомобильной дороги до опушки леса на юге. Эту незатейливую композицию поддерживала транспортная структура, обеспечивающая удобную связь жилого района с многомиллионным городом. На пересечении природной оси и центрального бульвара был организован общественный центрсторгово-гостиничными, многофункциональными зданиями, с точками пересечения наземного и подземного видов транспорта.

    Прием постепенного повышения этажности (от 4, 12-16 до 22), вторящий повышению рельефа местности, многократно увеличивает эффект пространственного восприятия уникального ландшафта. Динамика застройки улиц Знаменские Садки и Старокачаловская поддержана высотным жилым комплексом «Синяя птица». Наличие 4-этажных блокированных домов заметно улучшило градостроительную ситуацию в целом. Этот опыт смешанной этажности в дальнейшем получил развитие при застройке Южного Бутова, микрорайоны №№ 4, 5 и 6 которого являют собой некий образец в рассматриваемом вопросе.

    В начале 1990-х годов при поддержке городских властей началось освоение резервной территории Москвы между жилым районом Северное Бутово и аэропортом Остафьево на юге. Уникальный местный ландшафт позволил проектировщикам предложить новую схему планировочной композиции застройки крупного жилого массива на площади более 300 га. Планировка проектируемых кварталов обогащалась сочетанием малоэтажных и многоэтажных домов, дворовое пространство здесь становилось вполне соизмеримым человеку, комфортным для его пребывания, чего совсем непросто добиться в крупном городе. Основная композиционная идея подчинена приему повышения этажности домов по мере их приближения к парковой зоне (площадь более 120 га), проходящей вдоль русла речки Корюшки.

    Особенностью планировочной структуры Южного Бутова, кроме того, о чем говорилось выше, является еще и наличие миникоммунальных зон в каждом микрорайоне, где размещены многоэтажные гаражи в радиусе пешеходной доступности. Разумеется, это впоследствии помогло решить многие социальные вопросы. Своеобразием планировочного решения застройки является также внедрение в структуру Южного Бутова жилого района, состоящего из блокированных малоэтажных и коттеджных домов.

    Таким образом, в Юго-Западном административном округе малоэтажная застройка появилась в два этапа — сначала в Северном, а затем в Южном Бутове. Отдельные коттеджные поселки наряду с многоэтажными домами стали данью времени. Каждый из них должен был иметь единую градостроительную, планировочную структуру в системе всего района. Таким и стал ЖСА «Альфа» (поселок «Потапово»), состоящий из 17 жилых групп и комплексов общей площадью около 380 тыс. м2.

    После выхода Постановления правительства Москвы № 2660-РП от 20 декабря 2006 года «По реализации проекта планировки территории комплекса «Г» района Южного Бутова, наряду со строительством микрорайона № 11, муниципальными жилыми домами, новый импульс получило освоение территории, занятой под коттеджное строительство. В эту территорию также вошла вновь создаваемая парковая зона с водоемами площадью около 48 гектаров.

    При определении планировочной структуры и композиции жилого образования, состоящего из малоэтажных и коттеджных домов, были максимально учтены природно-ландшафтные особенности местности. С учетом особенностей малоэтажной застройки в системе большого города был принят термин «жилая группа», вместо «микрорайона». Границей жилых групп служат красные линии городских магистралей и абрисы парков и бульваров. Магазины, центры общественного значения, школы и дошкольные учреждения расположены в зоне пешей доступности. Пешеходные дорожки предусмотрены вдоль бульваров, создаваемых параллельно городским магистралям. Основная композиционная ось, создаваемая линейным бульваром, связывает общегородской центр со станцией надземного вида транспорта — легким метро и далее с большим прудом. С другой стороны этот линейный бульвар имеет выход к малым прудам на территории существующей деревни Потапово.

    Архитектурно-пространственная организация застроек центральной части подчинена идее визуального раскрытия зеленых курдонеров, создаваемых коттеджными домами как с южной, так и с северной стороны внутреннего бульвара, между жилыми комплексами № 72 и 126. Перспективу улицы завершает комплекс зданий церкви иконы Владимирской Божией Матери. Местоположение церкви, а также ее первоначальную архитектурную композицию определили архитекторы Ю. П. Платонов и Б. М. Нарбаев.

    Для застройки поселка ЖСА «Альфа» были разработаны 24 типа коттеджей, отдельно стоящих и сблокированных, общей площадью каждого коттеджа от 150 до 500 м2. В настоящее время завершается строительство комплексов № 79 и № 135 и осваивается территория комплекса № 72. В проекте планировки предусмотрены все необходимые социальные учреждения: школа, детские сады, гимназия на 350 учащихся, торгово-общественные центры. Строительство магистральных инженерных сетей вошло в обязанность города, за городские средства, включая дороги, по которым в будущем пойдут трассы городского общественного транспорта. Эти мероприятия направлены на улучшение социальных условий проживания населения коттеджного поселка как единого организма в системе крупного города.

    Крупное жилое образование, в основном состоящее из коттеджей и блокированных малоэтажных домов, имеет единую сеть транспортного обслуживания с жилыми районами Северного и Южного Бутова и Щербинки, расположенную с восточной стороны Курской железной дороги, а также со всеми станциями надземного легкого метро, существующими платформами пригородных электричек. На перспективу с появлением подземной трассы метро в сторону существующей станции «Битцевский лес» откроется возможность связи пассажиров от пересадочного узла станции метро «Дмитрий Донской» в сторону Калужско-Рижской линии. Таким образом, новый район на Юго-Западе Москвы будет полноценно функционировать в системе многомиллионного города.

    Posted by admin @ 6:19 пп

Comments are closed.