Статистика:

Search

  • 21Май

    Конец XIX — начало XX века ознаменовались бурным строительством и обновлением Москвы, особенно ее центра, созданием банков, акционерных и страховых обществ и компаний. На территории Китай-города выделяется своей финансово-коммерческой функцией улица Ильинка. Существовал целый ряд условий, оказавших влияние на столь быстрое и радикальное ее обновление: указанная функция, местоположение, сложившаяся планировка; план реконструкции Москвы 1886 года также сыграл немаловажную роль.

    В конце XIX века на Ильинке рядом с Биржей и Гостиным двором стремятся расположиться коммерческие структуры. С середины столетия здесь было много частных владений, хозяева которых — известные дворянские семьи — в силу известных обстоятельств беднели. Различные общества и компании приобретали у них участки под свои представительства. «Деловые люди », вышедшие из купеческой среды, становятся хозяевами жизни. Так, Московскому купеческому обществу в конце XIX столетия принадлежали на Ильинке Биржа, Торговые ряды, Гостиный двор и Московский купеческий банк. Именно эти здания, демонстрируя мощь своих владельцев, определяли теперь функцию улицы.

    Биржа (архитектор А. С. Каминский) стала композиционным центром одноименной площади, организуя пространство и являясь градостроительным ориентиром благодаря своему удачному местоположению и выразительному архитектурному облику. Фундаментальное здание с мощным портиком и высокими колоннами притягивает к себе внимание с различных обзорных точек, выделяясь среди соседних сооружений строгостью композиции фасадов и увеличенным масштабом членения их элементов. Первое упоминание о необходимости для города биржи встречается в 1790 году в предложении главнокомандующего Москвы князя А. А. Прозоровского о постройке Гостиного двора. Строилась Биржа с 1836 по 1839 год. Проект разрабатывала специальная строительная комиссия под руководством О. И. Бове, что, безусловно, не могло не отразиться на характере архитектуры здания — одноэтажного, с открытыми галереями, окружавшими круглый зал, который освещался сверху через фонарь. Биржа находилась на одной красной линии с Гостиным двором. Однако очень скоро обнаружилось несоответствие ее размеров возрастающим объемам финансовых операций. Московское купеческое общество поставило вопрос о расширении Биржи.

    В 1869 году архитектор А. С. Каминский разработал проект нового здания Биржи — на месте церкви XVI века, «слывшей по бывшему приделу Пятницей, что у Гостиного двора» и разобранной в 1865 году за ветхостью. Закладка состоялась 3 июля 1873 года, а завершилось строительство в декабре 1875-го. Новое здание, рассчитанное на одновременный прием до 1200 человек, приобрело классический портик со стороны Ильинки и двухэтажный неоренессансный боковой фасад по Рыбному переулку. За двухсветным залом помещение делилось на два этажа: на первом находились зал заседаний, телеграф, присутственная комната биржевого комитета и служебные помещения, на втором — библиотека, архив, канцелярия. «Здесь все было в движении. <…> Не на ветер летят тут деньги, а идут на какое-нибудь новое дело. <…> Тут сила, мошна, производительность!» — писал П. Д. Боборыкин в романе «Китай-город». Биржа явилась прекрасным образцом официальной российской деловой архитектуры конца XIX века. Появление этого здания стало отправной точкой в изменении облика улицы.

    Торговые ряды, занимая большую часть Ильинки, определяли ее основную (соответственно, торговую) функцию на протяжении многих лет. Деревянные лавки, где продавался товар в розницу, после очередного пожара возобновлялись на прежних местах, и лишь указом Ивана Грозного торговля распространилась на «крестцы» Китай-города. Лавки, а затем и магазины принадлежали различным хозяевам, их помещения сдавались внаем, перепродавались. Градостроительные преобразования часто затрагивали личные интересы владельцев, у которых государственная казна выкупала земли и лавки за «справедливую сумму» и переносила торговлю на другие территории. В XIX столетии для ликвидации «существующего безобразия» вышло предписание лавочникам придерживаться единого фасада торгового ряда.

    Верхние, Средние торговые ряды и Гостиный двор — также характерные достопримечательности Ильинки. Верхние торговые ряды (архитектор А. Н. Померанцев, инженер В. Г. Шухов; 1889-1893), находившиеся на месте древнего торга, представляли собой к 1910 году высокий единый объем, фасад которого вписывался как в ансамбль Красной площади, так и в застройку улицы. В начале XVII века здесь насчитывалось более 200 каменных лавок. В 1696 году по указу Петра I беспорядочная торговля на Красной площади ликвидировалась. Однако она по-прежнему продолжалась «в шалашах, на скамьях и прочее». В 1786 году по проекту Д. Кваренги ряды были оформлены в единое двухэтажное каменное здание, где и расположились многочисленные частные магазины и лавки с отдельными входами и собственными вывесками.

    В 1815 году О. И. Бове провел общую реконструкцию Красной площади и прилегающей к ней части Китай-города.

    К концу XIX века ряды, перестроенные Бове, из-за неудовлетворительного состояния заменяются новыми. В большей степени отвечающие запросам купечества, они выполняются в соответствии со вкусами владельцев, образовавших акционерное общество Верхних торговых рядов. Хозяева лавок и магазинов, не пожелавшие принимать участие в коллективном строительстве нового здания, не получили в нем места.

    Здание строилось, как уже сказано выше, по проекту архитектора А. Н. Померанцева и инженера В. Г. Шухова, получивших первую премию на закрытом конкурсе в 1886 году. В нем, согласно конкурсным требованиям, наиболее удачно сочетались рациональная конструкция из железа и стекла с декоративным решением фасадов в формах древнерусской архитектуры: высокие коньки, кокошники, скульптурные наличники, шатровые завершения крыш, квадрированный руст и так далее. Здание Верхних торговых рядов (с 1953 года — Государственный универсальный магазин, ныне — АО «ГУМ») гармонично вошло в композицию Красной площади, одновременно начиная улицу Ильинку.

    Здание Средних торговых рядов (архитектор Р. И. Клейн, 1889-1892) находится также в начале улицы у Красной площади. Обильный, несколько измельченный декор его фасадов характерен для неорусского стиля. Располагаясь напротив Верхних торговых рядов, Средние торговые ряды со своей стороны достойно оформляют связь Ильинки с Красной площадью.

    Итак, торговые ряды вместе с Гостиным двором, занимая почти половину улицы, закрепили в конце XIX — начале XX века ее торговую функцию и обусловили формирование архитектурного облика Ильинки, в котором отражались и вкусы заказчиков, и мода, и ведущие направления архитектурного дела в России.

    Сравнивая застройку Ильинки с 1873 по 1910 год с предшествующим периодом (условно — середина XIX века), хотелось бы отметить резко возросшую роль в ее формировании заказчиков возводимых зданий. Если раньше они большей частью в принудительном порядке исполняли распоряжения властей о той или иной перестройке своих помещений, то с конца XIX века уже тот, кто строил и финансировал — тот и решал, каким быть новому зданию, тем самым активно влияя на архитектурный облик места и улицы в целом.

    Вот еще один пример. В 1872 году Московское купеческое общество приобретает участок у самых стен Китай-города для своего банка. Правление банка решает приспособить под свои нужды уже существующее здесь здание. В 1889-1894 годах оно было перестроено архитектором Б. Фрейденбергом. Новый трехэтажный особняк выходил на Ильинку сплошным симметричным, богато декорированным фасадом, акцентированным коринфскими пилястрами и лоджией в центре. Все это вполне отвечало духу времени, вкусам и требованиям заказчиков.

    Таким образом, можно констатировать, что в конце XIX — начале XX века значительная часть крупных владений на Ильинке принадлежала Московскому купеческому обществу: Верхние и Средние торговые ряды, Гостиный двор, Биржа, Московский купеческий банк… Пришедшие на смену прежним «хозяева жизни» полностью перестраивают улицу, придавая ей «финансово-коммерческое» звучание. Увеличение этажности, плоскостные фасады, четко выдержанная красная линия, уменьшение высоты этажей снизу вверх, центральные парадные входы — такими стали основные черты здешней застройки. Новый масштаб и архитектурный облик улицы соответствовал новому ритму ее жизни, служа «приманкой для глаз» покупателя и отражая бурную деловую жизнь города, где в течение дня, казалось, невозможно было что-нибудь не купить или не продать. Стоит заметить еще и следующее: торговые ряды были оформлены стилизованными элементами русского декора, что обусловлено их местоположением на Красной площади, а Биржа и банки решались в европейских стилях. Подобное решение отдельных зданий привело к характерному «художественному разнообразию» облика улицы, являя собой в конце XIX — начале XX века единый архитектурный ансамбль.

    Современные фотографии выполнены автором

    Posted by admin @ 5:41 пп

Comments are closed.