Статистика:

Search

  • 22Май

    Создавая композиционное решение интерьера, архитектор выбирает те средства и направления их использования, которые наиболее полно позволяют реа­лизовать его творческий замысел. При этом гармоничность и выразительность художественного образа интерьера в пер­вую очередь связаны с выбором опти­мальных границ каждого из архитектурных средств. Так, чересчур активное исполь­зование одного из них в отрыве от осталь­ных может привести к деформации це­лостности композиционной структуры, к переизбытку определенного вида визуаль­ной информации. В то же время схематичное, чересчур упрощенное использование композиционных возможностей того или иного средства вызывает информацион­ную недостаточность и, как следствие, обеднение архитектурного содержания.

    * Под архитектурным понимается освещение, обеспечивающее комплексное решение функциональ­ных и художественных задач в соответствии с компози­ционным замыслом.

     

    Здесь можно сослаться на высказыва­ние А. А. Веснина, который считал, что в сознании человека «имеется два порога восприятия: нижний и верхний. И как бы задача ни решалась, важно, чтобы восприятие находилось между этими двумя порогами. Нижний порог — это порог, определяющий минимум ритмиче­ских раздражений, которые вызывают самый факт динамического восприятия. Ниже этого порога находится то, что определяется монотонностью, однообра­зием. Верхний порог кончается там, где число раздражений становится слишком большим. Это уже та беспокойность, острота, которая затрудняет восприятие и не дает глазу удовлетворения» (1, с. 162).

    Данные, которыми располагают пси­хологи, подтверждают, что информатив­ность среды, в которой пребывает чело­век, имеет свои оптимальные пределы, отступление от которых в сторону изли­шнего усложнения или упрощения содер­жания вызывает нагативные эмоции при ее восприятии (2).

    Вышесказанное прямо и прежде всего относится к использованию света как одного из важнейших средств форми­рования архитектурной композиции, так как без него последняя просто не воспри­нимается. Свето-теневая структура долж­на создаваться только в контексте с основ­ной архитектурной идеей интерьера и выполнять ту роль в композиции, которая определена ей творческим замыслом.

    Понятие границ архитектурного осве­щения определяет степень выявления све­том основных свойств архитектурной формы и взаимодействия света с другими средствами архитектурной композиции.

    Осветительные приборы, отдельные составляющие осветительной установки (например, шинопроводы, направляющие или опорные штанги и т. п.) являются эле­ментами, участвующими в формировании архитектурного образа предметно-пространственной среды. Поэтому они должны быть включены наряду с другими составляющими архитектурной среды в общий композиционный строй интерьера и способствовать созданию архитектурной гармонии и выразительности, достигая «устойчивой общности художественных признаков», то есть определенного стиля (3, с. 8-9).

    В современной архитектуре можно привести примеры, в которых вся архитек­турная среда создана в «одном стиле». Из числа отечественных торговых предприя­тий можно, например, назвать магазин «Цветы» в Ленинграде (архит. Ж. Вержбицкий, инж. Р. С. Пашковский), где осве­тительные приборы не только оригинальны по форме, но и по своим стилистическим характеристикам соответствуют архитек­турному окружению.

    Дифференцированный подход к про­ектированию осветительной установки для торгового интерьера как второй принцип учитывает следующую сово­купность основных видов освещения: общего, функционально-технологичес­кого, моделирующего и информацион­ного (рис. 1).

    Общее освещение интерьера пред­назначено для обеспечения необходимого уровня видимости в помещении, позво­ляющего в нем ориентироваться и разли­чать лицо человека, а также для выявления архитектурных особенностей прост­ранства и формы-оболочки помещения.

    Posted by admin @ 4:39 пп

Comments are closed.