Статистика:

Search

  • 22Май

    Функционально-технологическое ос­вещение создается на рабочих местах с целью обеспечения оптимальных гигиени­ческих и технологических показателей све­товой среды. В торговом интерьере это освещение предназначено для расчетно- кассовых зон и зон дополнительных услуг.

    Моделирующее освещение предна­значено для решения задач, связанных с выявлением особенностей формы выстав­ленных товаров и архитектурной формы интерьера. С помощью такого освещения осуществляется гармонизация архитектур­ной композиции торговой среды и форми­руются качества, обеспечивающие ее эмоциональное воздействие.

    Информационное освещение пред­назначено для обеспечения комфортного восприятия в торговом интерьере выве­сок, различной информации и т. п.

    Следует сказать, что предлагаемое деление в известной мере условно, так как каждый из видов в ряде случаев может совмещать в себе несколько функ­ций.

    Третий важнейший принцип орга­низации архитектурного освещения опре­деляет необходимость обеспечения транс­формации и изменяемости архитектурной среды интерьера здания.

    По словам Алвара Аалто, архитектур­ная среда должна обладать возможностью трансформации, чтобы в наибольшей мере соответствовать потребности чело­века «…находиться в таком общении с нею и с предметами, ее составляющими, чтобы они отвечали его психологии, нахо­дящейся в постоянном обновлении и раз­витии; …непосредственное окружение человека должно быть сконструировано таким образом, чтобы в нем изначально была заложена способность к постоян­ному изменению» (4, с. 2).

    На примере торгового интерьера, где постоянно происходят планировочные изменения, видно, что сохранение высо­кого качества архитектуры во многом определяется тем, в какой степени осве­щение соответствует этим изменениям.

    Выделим два основных пути организа­ции освещения, обеспечивающих транс­формацию архитектурной среды инте­рьера. Первый из них связан с созданием заданной структуры осветительной уста­новки и включает следующие приемы организации освещения: функциональную равнозначность, зональную организацию и резервирование осветительных мощнос­тей (рис. 2); второй — с созданием изме­няемой структуры осветительной уста­новки на основе частичной замены ее со­ставляющих и мобильности осветительных приборов (рис. 3).

    Заданная структура осветительной установки не должна меняться на всем протяжении ее эксплуатации, но обладать качествами, обеспечивающими возмож­ность определенных изменений плани­ровки интерьера.

    В торговых залах наиболее экономич­ным является метод зональной организа­ции, однако он обладает наименьшими возможностями в обеспечении условий для изменяемости архитектурной среды. Метод функциональной равнозначности, которому наиболее часто пытаются следо­вать на практике, несмотря на относитель­ную простоту в проектировании и реализа­ции, связан с большими эксплуатацион­ными затратами и не обеспечивает рацио­нального решения функциональных и ху­дожественных задач.

    Более предпочтительным для торго­вых помещений представляется резерви­рование осветительных мощностей, что хоть и связано с относительно более высо­кими капитальными затратами, чем использование предыдущих методов, однако соединяет в себе эксплуатацион­ную экономичность зональной организа­ции и более широкие возможности для планировочных изменений при функцио­нальной равнозначности.

    Другой путь — создание изменяемой структуры осветительной установки — обеспечивает требуемые перепланировку и трансформацию интерьера. Частичная замена составляющих осветительной уста­новки дает возможность периодической смены количества и типов осветительных приборов с целью наибольшего соответ­ствия задачам освещения в каждый период эксплуатации.

    Мобильность осветительных приборов дает возможность перемещения их вокруг оси в вертикальном, горизонтальном или в ином направлениях с целью создания такого распределения световых потоков, какое наиболее благоприятно в каждом конкретном случае. В торговом интерьере здания этот метод является наиболее эффективным для организации архитек­турного освещения, так как позволяет экономично решать весь комплекс функ­циональных и художественных задач (5, 6).

    Первый путь и связанные с ним ме­тоды организации архитектурного освеще­ния можно рекомендовать для осущест­вления в торговых помещениях с товарами ежедневного потребления; второй путь и определяющие его методы предназначены в основном для торговых помещений с товарами эпизодического потребления. Нередко используют не один, а одновре­менно несколько методов проектирования архитектурного освещения.

    Реализация этих принципов на прак­тике позволит эффективно использовать свет как средство формирования архитек­турной композиции интерьера и станет фактором повышения общего архитектур­ного качества интерьеров.

    Н. В. ОБОЛЕНСКИЙ, Ю. Р. ЯРЕМЧУК

    ЛИТЕРАТУРА

    1.   Ильин M. А. Веснины,-M.: АН СССР, 1960.

    2.   Г и б с о н Д. Экологический подход к зрительному восприятию.—M.: Прогресс, 1988.

    3.   Иконников А. В., Степанов Г. П. Основы архитектурной композиции.—M.: Стройиздат, 1971.

    4.   Аалто Алвар Архитектура и гуманизм.—М.: Прогресс, 1978.

    5.   ERCO. Program 1 9851 987.Prospekt — Nr. 26285038. Ζ. National. Interior Lighting, Working catalogue.— 1989.-ß 4.

    Posted by admin @ 4:39 пп

Comments are closed.