Статистика:

Search

  • 22Май

    В мае исполняется 320 лет со дня рождения Петра Великого. Не было такой сферы в жизни России, которой не коснулись его преобразования. Есте­ственно, что зодчеству, нуждавшемуся для своего развития в сильной государ­ственной власти, Петр уделял особое внимание.

    «Собственно художественных и ремесленных школ, как постоянных заве­дений, обставленных всеми необходи­мыми принадлежностями и пособиями, при нем (Петре) еще не было. Место их занимают отдельные личности, мастера и художники, призванные прежде и более всего для практической деятельности, для удовлетворения различных художествен­ных и житейских потребностей страны. Около этих единичных деятелей группи­руются «команды» учеников различных возрастов и степеней образования. Одни едва умеют читать и писать, другие — и таких немного — прошли еще: кто ариф­метику, кто геометрию, тригонометрию, навигацию, артиллерийское дело и т. п. О теоретическом преподавании предме­тов если и встречаются кое-какие сведе­ния, то очень неясные, везде же выдви­гаются наперед практические приемы. Встречаются, например, требования архи­текторов, именно известного Михаила Земцова, о покупке книг для преподава­ния архитектурных орденов; делаются общие указания на то, что такие-то уче­ники оказывают хорошие успехи в «нау­ке», но главная суть полагается в черче­нии, приготовлении деревянных моделей, отливке металлических форм, присутство- вании и наблюдении на практических рабо­тах, производящихся под руководством наставников. В отношениях между масте­рами-преподавателями и учащимися неза­метно ничего враждебного. Так, мне попалась только одна жалоба мастера на буйство и неповиновение ученика; в боль­шинстве же случаев наставники являются ходатаями за своих учеников перед адми­нистрацией, испрашивая для них увеличе­ния жалованья и назначения подмасте­рьями. …Сближению учителей и учеников много способствовало и совместное жительство их, часто под одною кровлею или в одном дворе. Случалось, что учи­теля прокармливали и отапливали учени­ков довольно, потому что канцелярия не выдавала им своевременного хлебного и денежного довольствия, по нерадению или действительной нужде в деньгах.

    Петр I вводил у нас много новшеств, и в том числе науку и искусство; но приемы, помощью которых вводились эти нов­шества, часто целиком заимствовались из стародавнего домашнего обихода. Так, задумав основать столицу в болотистой приморской местности, он, по примеру своих предшественников, стал собирать мастеров и рабочих со всех концов Руси и поселять их в новозавоеванном крае на вечное житье. Эти-то «работные люди вечного житья» и составили разряд «переведенцев»… Равным образом ничего нет нового и в том, что дети этих переведен­цев представлялись преобразователю самым пригодным материалом для обра­зования из них мастеров и художников. Что сыну мастерового сподручнее пере­нять отцовское ремесло, чем сыну земле­дельца, воспитывающемуся в совершенно иной обстановке,— эта мысль присуща была искони средневековому человеку и всему складу его миросозерцания, на котором выросла и окрепла наследствен­ная преемственность сословных промыс­лов. Это-то простое и старинное начало и лежит в основе указа 22 декабря 1720 г., в силу которого «канцелярия городовых дел» предписала своим комиссарам на­брать из среды рабочих малолетних детей, способных к учению, от 5- до 10-летнего возраста. …Для обучения этих детей учреждено было несколько школ в Петербурге «на плитком дворе», при новых заводах, в селе Путилове, Стрель- не. Учителями в них назначались местные священники, дьячки и пономари, которым велено давать жалованье, равное с учите­лями других школ. …Оно соразмерялось с той степенью, до которой учитель дово­дил ученика: от азбуки — по 5 алтын, от часовники — по 13 алтын 2 деньги, от псал­тыря и письма вообще — 1 руб. 16 алт. 4 деньги…

    Независимо от школ, некоторые мас­теровые люди предпочитали оставлять детей у себя, обязываясь пред «канцеля- риею от строений» нанимать от себя учи­телей на то жалованье, какое полагалось их детям в школе…

    Posted by admin @ 4:48 пп

Comments are closed.