Статистика:

Search

  • 22Май

    Выучившиеся читать и писать, смотря по их способностям, определялись в выс­шие школы или к мастерам и архитекто­рам для изучения наук и художеств. К раз­ряду высших наук принадлежали тогда: арифметика, геометрия, тригонометрия, навигация, фортификация и т. д. Ученики различались, с одной стороны, по учеб­ным заведениям, напр., академии или школы навигации, а с другой — по на­укам…

    Что касается преподавания архитек­туры, то в этом отношении любопытно доношение архитектора Николая Гербеля, поданное в «канцелярию от строений» в конце декабря 1723 г.: «указом Его Импе­раторского Величества определены мне из школьников для обучения архитектор- ного художества, которые в одной науке со определения своего и до днесь обре­таются. И ныне сим объявляю с подписа­нием руки моей, что определенные оные ученики, которые, происходя в науке тща­нием, и в рисованье чертежей имеют при­лежность и делают так, как обычай тща­тельным и искусным ученикам, чего ради многие чертежи их рук в канцелярии от строений быть имеются, такожде и при работах каменного строения за подмасте­рьев со всяким тщанием без отлучности отправляли, как надлежит. Но оным за их искательное тщание и происхождение в науке к лучшему градусу Его Император­ского Величества денежного жалованья к прежнему прибавить токмо еще до днесь определения никакого им не учинено, а именно Иван Бланг, который определен ко мне из иноземцев для переводу немец­кого языка и в учение архитектурного художества, из школьников Федот Шанин, Алексей Епифанов при работах каменного строения были за подмастерьев. Бланг — при строении каменной церкви Исакия Далматского и на Васильевском острову при библиотеке и других работах; Шанин — при строении Его Император­ского Величества нового зимнего дому и Ея Величества Императрицы портомой- ного дому; Епифанов — при строении Его Императорского Величества — конюшен­ном дворе да при доме Ея Величества Императрицы певчих такожде. Но и все купно в команде господина генерала — полицмейстера на Адмиралтейском и Московском островах партилярных линий отправляют, и оным ученикам надобно каждому Его Императорского Величества денежному жалованию им прибавить»…

    По штату строительной канцелярии 1723 г. всех состоявших в ее ведомстве иноземцев — архитекторов и мастеров было около 50. Кроме названных уже выше мастеров, мы находим там еще: каменщиков, плотников, черепичников, кузнецов, штукатуров, оконничников, шпицных и кровельных мастеров, слеса­рей, мельничных строителей и мастеров банного, лосинного и садового дел. Число русских мастеров и учеников прости­рается свыше 100.

    Ученики различных наук и мастерств, подобно воспитанникам начальных школ, получали казенное содержание, которое увеличивалось постепенно, по мере их успехов, засвидетельствованных их настав­никами или сторонними мастерами, под­вергавшими их испытанию. …Ученики раз­мещались обыкновенно по два и более в палате, при этом на отопление такой палаты полагалось от половины до целой сажени дров в месяц. Для освещения выдавалось по 30 сальных свечей на чело­века, иногда двойных, что, однако, бывало недостаточно, особенно зимою, при нако­плении чертежных работ, которые прихо­дилось производить большею частью по ночам. Письменные и рисовальные при­надлежности и вообще материалы для практических занятий учеников отпуска­лись также из казенных амбаров или поку­пались на стороне на казенные деньги.

    Ученики, отличавшиеся своими успе­хами в мастерствах и искусствах, посыла­лись на казенный счет за границу для усо­вершенствования. Большая часть их направлялась на запад, но были и такие, которые ездили на восток…» (с. 13—16). Рубрику ведет И. И. КОМАРОВА

    Posted by admin @ 4:48 пп

Comments are closed.