Статистика:

Search

  • 01Окт

    Автор: Прокофьева Ирина Александровна

    Бизнес-центр на Спартаковской улице является положительным примером нового строительства в историческом центре Москвы.

    Проблема нового строительства в историческом центре Москвы обретает все большую остроту и привлекает все большее внимание общественности. Поэтому особенно важно найти положительные примеры подобного строительства. Бизнес-центр на Спартаковской улице является таким примером.

    Новое офисное здание расположено в историческом и престижном культурноделовом районе Москвы в непосредственной близости от Богоявленского кафедрального собора. Район застройки в прошлом именовался Немецкой слободой и был исключительно купеческим.

    Немецкая слобода — изначально место поселения иностранцев в Москве. К концу XVII века это был уже настоящий немецкий (иностранный) городок с чистыми улицами, уютными и опрятными домиками. С начала XVIII столетия слободской уклад почти исчез, территория начала застраиваться дворцами знати. На берегу Яузы появились шелковая фабрика П. Белавина, ленточная фабрика Н. Иванова и другие предприятия. После наполеоновского погрома 1812 года бывшая Немецкая слобода заселяется главным образом купцами и мещанами. По Немецкой слободе получила название Немецкая (с 1918 года — Бауманская) улица. Границы Немецкой слободы определялись с востока и юга правым берегом Яузы, с севера — селом Елоховым, с запада — ручьем Кукуй, который протекал примерно параллельно
    нынешним Плетешковскому и Большому Демидовскому переулкам и впадал в Яузу в районе Елизаветинского переулка. Генплан 1917 года иллюстрирует распределение здесь земельных участков. На генплане 1939-го уже отмечена застройка, которой свойственна характерная для того времени плотность.

    Исторические памятники и памятники архитектуры сохранились на этой территории в виде островков. На месте рассматриваемого нами бизнес-центра располагался сквер. Поэтому с самых первых шагов проектирования и строительства здания решалась задача сохранения целостности архитектурного облика района застройки, где доминантой является Богоявленский собор.

    По замыслу в новом здании должны были разместить административные службы прихода Елоховского собора, которые и выступили его заказчиком. Но судьба распорядилась иначе: выполненное под бизнес-центр здание приобрела риэлторская фирма, а само оно стало победителем конкурса «Лучший реализованный проект года в области инвестиций и строительства», проведенного Правительством Москвы, Москомархитектурой и Ассоциацией инвесторов в 2007 году. Работы по проектированию осуществляла фирма «INA-GROUP». Главный архитектор объекта — Александр Никанорович Иванов.

    Бизнес-центр находится в непосредственной близости от крупных транспортных развязок — Третьего транспортного и Садового кольца, что делает его исключительно удобным. Пешеходная удаленность от станции метро «Бауманская» до бизнес-комплекса составляет всего две минуты. Здание расположено в историческом квартале Басманного ‘ района (Центральный административный округ) напротив архитектурного памятника XVIII века Богоявленского собора.

    Общая площадь комплекса составляет 13525 м2 с возможностью единовременного пребывания в нем до 700 человек. Несущий остов — монолитный железобетон. Площадь застройки 2668 м2.

    Двухуровневая подземная автостоянка рассчитана на 95 машиномест.

    На первом этаже предусмотрены помещения для торговли; со второго по пятый расположены офисы. На пятом этаже спроектированы VIР-апартаменты с видом на Богоявленский собор.

    Внутреннее пространство здания поэтажно имеет одну общую схему, за исключением пятого этажа. Этаж разделен пассажем-проходом на четыре самостоятельных блока. Чем выше этаж — тем богаче и интереснее планировочное решение. Так, например, на третьем появляется свободная открытая зона-терраса (предназначенная также и для четвертого этажа), которая по периметру обрамлена колоннами. На пятом также предусмотрена терраса. Этот этаж — для богатых арендаторов, там имеется индивидуальный лифт, планировочное решение более свободное — только два больших блока.
    Здание бизнес-центра сочетает в себе классические формы и современные Hi-тес^технологии, а его высокая техническая оснащенность создает максимально удобные условия для организации бизнес-пространства.

    Облик нового сооружения отражает связь времен, гармонично сочетая в себе современные и характерные для исторической застройки приемы, материалы и элементы декора. Фасады решены не единой лентой, а разбиты на блоки, имитирующие отдельно стоящие дома с «переулками-пассажами», приглашающими зайти внутрь. И это не случайно — ведь первый этаж, как мы уже говорили, предназначен для торговли. Каждый блок имеет свой фасад и цвет, более того, на главном фасаде, обращенном на Спартаковскую улицу, прослеживается четкая закономерность размещения осей (связанных с оконными проемами), начиная с двух и заканчивая пятью. Таким образом создается некий ритм, который выстраивает основные объемы в определенной последовательности. Сами разрывы не одинаковы, где-то они уже, а где-то — шире, где-то перекрыты колоннадой, а где-то — нет, что придает разнообразие архитектурному облику здания. Если внимательно присмотреться, везде обнаруживается своя логика, свои закономерности. Создается ощущение, что у каждого объема — собственная функция, однако все эти корпуса-блоки — части общего строения, а их раздробленность — специальный прием, который позволил удачно вписать значительный объем здания в городской контекст.

    Ступенчатое построение объема -важная тема композиции объекта. Благодаря этому здание кажется соразмерным окружению, хотя в действительности оно значительно крупнее и выше элементов окружающей застройки. Один из двух основных объемов (два этажа, завершающиеся колоннадой) расположен вдоль красной линии, второй (верхние три этажа) повернут под углом по отношению к первому и полностью «одет» в зеркальное стекло. Это сделано не случайно. Второй объем — заглубленный, повернутый относительно нижнего блока и «одетый» в зеркало, практически сливается с небом и является нейтральным фоном для колоннады, которая, в свою очередь, визуально подчеркивает первый объем, не давая второму как-то выделиться. Пятый этаж, еще больше задвинутый внутрь, дополнительно «маскируют» скатные крыши. В результате пешеход воспринимает этот объект как систему небольших двухэтажных корпусов, а не как пятиэтажное, протяженное, занимающее целый квартал сооружение.

    Существует еще одно существенное обстоятельство, обусловившее смещение и поворот верхнего блока относительно линии нижнего объема здания, — это панорама с видом на колокольню Елоховского собора при выходе из Плетешковского переулка. Сдвиг второго объема открывает вид на колокольню, тем самым оставляя за ней роль доминанты, придающей выразительность общему силуэту ряда сооружений.

    Важной составляющей архитектурного облика бизнес-центра является цвет, который здесь выбран также не случайно. Да, конечно, цвета, в которые покрашено здание, являются классическими: желтый, синий и зеленый. Мягкие пастельные тона — покой, стабильность, расслабленность… Однако, если внимательно приглядеться к колористике Богоявленского кафедрального собора, выбор архитектора становится понятен: цветовое решение бизнес-центра удачно ориентируется на собор, тем самым создавая с последним колористический ансамбль.

    Вообще тема собора прочитывается во многих архитектурных решениях бизнесцентра. Главный фасад своей зеркальной поверхностью отражает собор. Причем
    зеркальные разрывы-проходы между блоками расположены непосредственно напротив основных доминирующих акцентов храма — купола и колокольни. Происходит в буквальном смысле «отражение» истории в современности.

    Обращает на себя внимание и «вежливость» нового здания по отношению к существующей застройке. На панораме видно, как хорошо оно вписывается в окружение, не контрастируя с ним по объему, стилю и цвету.

    По Плетешковскому переулку правый фланг здания визуально чуть повышен, благодаря чему оно совпадает по высоте с соседним зданием банка.

    * * *

    Богоявленский собор, построенный в начале XVIII века, продолжает оставаться доминантой и архитектурным ориентиром всего района. И, как мы видим, новое здание помогает ему в этом разными приемами и средствами, являясь деликатным фоном, рамой для главной темы — собора. Таким образом, рассматриваемый бизнес-центр можно с полным правом считать удачным примером нового строительства в историческом центре Москвы.

    Фотографии А. Н. Павлова

    Posted by admin @ 5:41 пп

Comments are closed.