Статистика:

Search

  • 11Ноя

    История Большого театра сколь величественна, столь же и запутанна. Взять хотя бы тот факт, что даты рождения у Большого театра две — март 1776-го и январь 1825-го.
    Изначально свои годы театр отсчитывал от того дня, когда на Театральной площади возник восьмиколонный, с колесницей бога Аполлона над портиком Большой Петровский театр, строительство которого по проекту А. Михайлова и О. Бове стало настоящим событием начала Х/Х века. Его открытие состоялось 6 (18) января 1825 года. Однако труппа к тому времени существовала уже полвека.

     

    Начало ей положил князь Петр Урусов. В 1776 году он получил от императрицы Екатерины 11 привилегию на содержание русского театра в Москве, приняв на себя обязательства построить постоянное здание. Увы, первый театр на Б. Петровской улице сгорел еще до открытия. Это привело в упадок дела князя. Он передал их своему компаньону, англичанину Михаилу Медоксу. Благодаря ему на пустыре, регулярно затопляемом Неглинкой, в 1780 году вырос театр, со временем потерявший приставку Петровский и оставшийся в истории просто как Большой театр. В 1856 году здание театра было реконструировано (архитектор А. Кавос).

    Среди известных в мире театров оперы и балета совсем немного настоящих «глыб»: итальянский «Ла Скала», британский «Ковент Гарден», еще два-три королевских и, конечно, Государственный академический Большой театр — один из символов богатейшей русской культуры. Все мы с нетерпением ждем окончания реконструкции главной сцены страны, где блистали Федор Шаляпин, Леонид Собинов, Сергей Лемешев, а в балетных партиях не было равных грациозной Галине Улановой.

    Реконструкция уникального здания ГАБТ идет уже пять лет, и новость о том, что 2 октября 2011 года здесь состоится спектакль — премьера оперы М. И. Глинки «Руслан и Людмила» в постановке Дмитрия Чернякова, — утвердила веру в продолжение триумфальной истории великого театра. Во время традиционных субботних объездов столичных объектов, в том числе и стройплощадки на Театральной площади, Ю. М. Лужков в диалоге с прессой подтверждает, что все капитальные строительные работы в Большом непременно завершатся летом 2011 года.

    Как завертелось колесо

    В середине 1990-х стало окончательно ясно, что здание Большого театра нуждается в срочном масштабном ремонте. К тому времени в полную негодность пришло 70% его конструкций. Строительство новой сцены, завершившееся в декабре 2002 года, позволило сохранить труппу и репертуар, а заодно запустить колесо большой реконструкции.

    В конкурсе по выбору генподрядчика победителем было признано ЗАО «СУИ-холдинг», известное по исполнению федеральных заказов. Госконтракт на производство работ был заключен с «дочкой» холдинга — «СУИпроектом». В качестве генпроектировщика выступило ЗАО «Курортпроект». Именно ему пришлось ответить на главный вопрос — как в сложнейших гидрогеологических условиях Москвы надежно укрепить разрушающуюся коробку исторического здания? Остановились на варианте задавливания свай в грунт на глубину от 16 до 26 метров, что позволит им выдерживать нагрузку более 80 тонн.

    Мощным балкам отвели роль каркаса, на который крепился бетонный пояс. Монолитная опора, идущая по всему внешнему контуру строения, открывала возможность для освоения подземного пространства, куда по проекту переносились гардеробы и театральные буфеты.

    Модернизации подлежало практически все оборудование, нижняя и верхняя сцены, звук и свет. Проектом была предусмотрена арьерсцена для быстрой перемены декораций. Впервые в истории российского театра предлагалось сменное сценическое покрытие — звукопоглощающее для балета и отражающее звук для оперы.

    В результате проведения международных конкурсов право на поставку сценическо-технологического оборудования для Большого театра выиграла немецкая фирма «Bosch Rexroth».

    Для московских компаний, участвующих в возведении филиала ГАБТа и претендовавших на новые подряды, места на стройплощадке не нашлось.

    Мэр Москвы Юрий Лужков, разобравшись в сути проекта, не одобрил решение подземной части театра: по его мнению, сложная геология Театральной площади делала строительство под ней по предложенному варианту небезопасным. В знак протеста градоначальник вышел из попечительского совета Большого театра.

    В апреле 2005 года Главгосэкспертиза дала положительное заключение по проекту, и в июле историческое здание закрылось на ремонт.

    Однако уже первый год реконструкции театра показал, что деятельность привлеченных фирм была плохо скоординирована и не совсем эффективна, а работы приобрели разноскоростной характер. Очевидным недостатком стало отсутствие взаимодействия с московскими властями.

    На проблемы долгостроя вблизи Кремля обратил внимание президент РФ Д. А. Медведев. Весной 2009 года была создана межведомственная рабочая группа. Со стороны правительства Москвы в нее вошли мэр Ю. М. Лужков и глава стройкомплекса столицы В. И. Ресин, а также руководитель Департамента дорожномостового и инженерного строительства города МосквыА. Н. Левченко. Президент поручил Ю. М. Лужкову лично контролировать ход ремонтно-реставрационных работ ГАБТа с целью скорейшего завершения проекта. Первое совещание мэр провел 27 июня 2009 года.

    Переломные изменения внесла и смена основного акционера «СУИхолдинга». Контрольный пакет акций девелопера приобрело 000 «Сумма капитал». Наравне с ее структурами крупные подряды на работы получила известная столичная компания ЗАО «СУ-155». Для усиления проектного блока на помощь «Курортпроекту» были привлечены специалисты ГУП «Моспроект-2», разработавшие документацию на подземную часть здания. По предложению мэра здесь должны появиться парадное фойе и репетиционные залы. Работа закипела в новом ритме.

    Вопросы и ответы

    На новом этапе возник еще один сложный вопрос, его на совещаниях в штабе строительства поднял руководитель стройкомплекса столицы В. И. Ресин. Речь зашла о проблеме защиты подземного Камерного зала от вибрации поездов метро (его линия проходит в данном месте не очень глубоко). В итоге вопросы защиты от вибрации и шума с помощью специальной техники были срочно проработаны с руководством метрополитена.

    Теперь точно известно, что общая площадь подземного репетиционноконцертного зала составит 7,5 тысячи м2. В подземной части разместятся также артистические уборные, буфеты, гардеробы, различные технические и другие помещения. Площадь театра после завершения работ увеличится вдвое — с 40 до 80 тыс. м2^

    Начинка для сцены

    Несмотря на продолжительную жару нынешнего лета, работы на площадке по-прежнему идут круглосуточно. В три смены трудятся около трех тысяч человек, в том числе почти сто иностранных специалистов.

    Так, специалисты компании «Bosch Rexroth» относительно недавно завершили монтаж первой подъемно-опускной платформы нижней сценической площадки. Всего сцена ГАБТа будет располагать семью такими двухъярусными площадками. Суперсовременная конструкция, не имеющая аналогов в мире, позволит изменять положение сцены в зависимости от художественного замысла режиссера. Декорации станет возможно устанавливать сразу на двух уровнях. При этом у сцены на выбор будут три положения — горизонтальное, наклонное или ступенчатое. Также предусмотрен эффект «внезапного» исчезновения или появления артистов — для этого на площадке оборудованы специальные люки. В оснащении новой сцены предусмотрены и другие новинки — например, система управления ее движением, а также гидравлический привод для механизмов.

    По словам руководителя компании «СУИпроект» Алексея Зубкова, в России подобный гидравлический привод используется впервые. Ширина каждой площадки составит 22 метра, длина — 3 метра. Высота подъема каждой платформы — 20,5 метра. Точное позиционирование, плавность хода, скорость подъема и опускания будут обеспечены самой современной системой управления. Монтаж площадок предварял очень сложный этап — установка 14 ригельных башен, специально доставленных из Германии.

    Партия зрительного зала

    Зрительный зал — святыня на театре, даже в строительных лесах он вызывает трепет у всякого, кто входит в него. Работы здесь ведутся одновременно на нескольких ярусах. На четвертом и втором — за укладку паркета отвечают субподрядчики — 000 «Ковчег-паркет», «Янтарная прядь» и «Паркет-Холл-Центр-Л».

    Для расчета необходимого расхода золота для реставрации некогда великолепного декора бортиков зала было проведено контрольное золочение на каждом ярусе. Дело в том, что раппорт — повторяющаяся часть рисунка (узора) — на разных «этажах» различается. Вести золочение было поручено восьми реставрационным фирмам. Основная нагрузка лежит на суб-генподрядчике по реставрации 000 РСК «Возрождение».

    В результате предварительных исследований обнаружилось, что изначально весь зал был позолочен на полимент (специальный красящий состав, которым покрывают дерево перед полировкой), что дало эффектную глянцевую позолоту. При косметических реставрационных работах последних десятилетий этой технологией, как очень затратной по времени, пренебрегали, накладывая сусальное золото на лак мордан, не расчищая предыдущих слоев позолоты, что сглаживало рельеф лепнины. После окончания работ зрители смогут увидеть изначальную красоту золочения.

    Но прежде нужно было выполнить реставрацию декора из папье-маше. Почему эта работа шла так долго? Все объясняется весьма трудоемкой технологией. Только на сушку каждого элемента уходило по две недели: одну неделю бумага сохла на форме, потом, после съема с основы, с обратной стороны. На эту работу была привлечена фирма «РСК 1000+» из Казани.

    Своим чередом идет реставрация деки — деревянной панели потолка, на которую наклеен холст с живописью. Специалисты Межобластного научнореставрационного художественного управления только в конце мая 2010 года получили разрешение приступить к реставрации живописи на потолке зала. Задолго до начала большой реконструкции здания художники провели противоаварийные работы по консервации полотен. Укрепление и профилактическая заклейка плафона позволили на целых четыре года защитить росписи, ведь в зале длительное время не было нормального температурно-влажностного режима.

    Андрей Ивлиев, гендиректор РСК «Возрождение», уверен, что к Новому году будут вызолочены все нижние ярусы, а на «выходе» окажутся верхние. И только потом, когда снимут леса, придет время заниматься партером.

    Тайна мордовской ели

    Большое внимание реставраторы уделили установке панелей, разделяющих пространство зала, зная, что наши предки были сведущи в акустике. Они собрали облицовку зала из высококачественной ели, которая не уступает древесине, используемой известными европейскими музыкальными фирмами. В Темниковском лесхозе в Мордовии нашли такую ель, которая отличалась хорошими акустическими возможностями: какие-то звуки она способна глушить, а какие-то пропускать.

    Интересно, что сам зрительный зал похож на деку гитары: стены — в дереве, потолок — деревянный, пол — деревянный. Звуки со сцены должны быть слышны везде и при накладывании не получаться двойными. В Большом даже поперечники, на которых крепятся панели, сегодня из «благородного» дерева, поэтому стены вновь будут «подпевать» артистам.

    1100 предметов-загадок

    РСК «Возрождение» тесно работает с генеральным проектировщиком по реставрации исторической зоны — научно-реставрационным центром «Реставратор-М». По словам руководителя центра Елены Степановой, они приступили к работе еще в 2001 году. Сразу выяснилось, что главный театр страны отличается от других объектов самым большим количеством предметов, предназначенных для реставрации. После закрытия театра специалисты составили ведомости по каждому помещению и решили, что должно уйти на реставрацию, что можно заменить, а что сохранить.

    После демонтажа каждой люстры, каждого осветительного прибора реставраторы фиксировали все элементы хрусталя (количество и состояние хрустальных люстр), определяли, являются ли они историческими или замененными впоследствии. В результате была выпущена документация на 1100 предметов осветительной арматуры и обстановочного комплекса. Самые ценные с исторической точки зрения детали интерьеров были бережно перемещены в реставрационные мастерские РСК «Возрождение». Реставрация текстиля, штофов, панно из парадных залов театра — очень кропотливый труд. Это же относится, например, и к знаменитым люстрам, торшерам, бра, создававшим торжественную атмосферу в Большом. Настоящий горный хрусталь, использованный в осветительных приборах, с годами был частично утрачен, поэтому пришлось искать качественную замену.

    Сложность состояла в том, что природный камень имеет теплый, чуть желтоватый оттенок, чем заметно отличается от современного хрусталя, изготавливаемого из белого стекла с добавлением серебра или свинца, из-за чего он отличается высокой прозрачностью, игрой света, отражающегося в гранях, и звоном. Когда сохранившиеся детали из природного хрусталя были очищены от пыли, они засияли бликами удивительной красоты.

    В столярном цехе реставраторы собрали деревянные элементы внутренних помещений: балюстрады лестниц Белого фойе, дверные полотна, панели боковых стен и потолков лож и балконов зрительного зала.

    Сначала с каждого из предметов сняли множество слоев старой краски, определили степень сохранности, после чего специальная комиссия приняла решение о возможности реставрации или замене отдельных фрагментов.

    Первые праздники

    Сегодня внутри театра полностью готовы Хоровой, Бетховенский, Круглый залы, Белое фойе и главный вестибюль.

    2 февраля этого года строительные работы не помешали провести в обновленном Хоровом зале первый камерный концерт. В интерьерах с восстановленной клеевой живописью на стенах, уникальной лепниной на сводах потолков и в нишах вновь зазвучала мировая оперная классика. Среди зрителей были и те, кто не смог удержать слез счастья.

    Старый новый облик

    Стоит отметить, что РСК «Возрождение» пришло в здание театра еще пять лет назад. В 2005-2006 годах оно занималось укреплением фасадов и внутренних стен. Известно, что в октябре 1941 года прорвавшийся к Москве немецкий бомбардировщик сбросил на Большой театр 500-килограммовую бомбу, которая прошла между колоннами под фронтоном портика, пробила и частично обрушила фасадную стену и разорвалась в вестибюле. Ремонтные и реставрационные работы начались сразу, и вот теперь вновь потребовалось укрепление фасада.

    Чтобы полностью не перебирать стену, по проекту санкт-петербургской фирмы «Каменное зодчество» было предложено сделать штрабы (пробивки борозд в кирпичных конструкциях), ввести в них нержавеющие бандажи, которые потом были стянуты. Такой работы было много как на фасадах, так и внутри.

    Применить пришлось и второй вид укрепления — инъектирование. Оно было нужно потому, что часть связующего раствора кладки со временем пришла в негодное состояние, еще часть — выветрилась. После сверления отверстий в них под определенным давлением нагнетался жидкий раствор, который заполнял пустоты кирпичной кладки.

    В итоге бандажи и инъектирование придали стенам особую прочность. Сейчас, считает Андрей Ивлиев, сделана действительно фундаментальная капитальная реставрация: укреплены стены и пустоты, стояки по возможности использованы для прохождения современных коммуникаций, а где этого не получилось, они заложены.

    В середине марта этого года с главного фасада Большого театра сняли ограждения. Взорам открылся пятиметровый российский герб образца 1856 года, занявший место символа советской власти. В первых числах августа реставраторы сняли деревянный «кожух» с Квадриги Аполлона. Близится к завершению процесс обессоливания колонн, начатый почти полгода назад. Технология реставрации известняка достаточно сложна, и сам процесс реставрации требует длительного времени. Сегодня отчетливо видно, что соляные выделения значительно уменьшились. Окончательная же очистка колонн будет  завершена, предположительно, также к началу сентября.

    К 65-летию Дня Победы группа компаний «Светосервис» закончила архитектурное освещение главного фасада Большого театра. По остальным фасадам работа еще продолжается, чтобы к Дню города знаменитое здание архитектора Альберта Кавоса предстало в самом великолепном виде, тем более, что выбранный для покраски золотистопесочный тон полностью соответствует цвету старинной краски — правильность выбора подтвердили сделанные реставраторами зондажи стен.

    Изменения коснулись и самой Театральной площади. В ее благоустройстве первоначально планировалось использовать только брусчатку, но затем специалисты рассмотрели дополнительные варианты. В результате воспользовались и другим — более качественным — материалом: гранитной плиткой, поставщиком которой стал Московский камнеобрабатывающий комбинат.

    Продолжаются работы и над зданием дома Хомякова на Петровке. Реставрация этого памятника архитектуры входит в общий проект. В нем разместятся репетиционные помещения оркестра, хора и солистов, а с основным зданием ГАБТа Дом Хомякова свяжет переход. Предполагается, что внутренняя планировка памятника будет реконструирована под современные нужды театра. К началу августа строители завершили работы над фасадной частью, полностью воссоздав ее исторический вид.

    Участники большой реконструкции очень надеются, что все задуманное у них получится!

    М. Б. БОРИСОВА Фотографии автора

    Posted by admin @ 4:50 пп

Comments are closed.