Статистика:

Search

  • 12Ноя

    В статье рассматриваются подходы к организации архитектурно-ландшафтных туристических маршрутов в отечественной и зарубежной практике и приводятся рекомендации по организации таких маршрутов в Москве.

    Автор: Дьяченко Евгения Викторовна

    Создание в столице пешеходных туристических маршрутов (ПТМ) продиктовано необходимостью реализации государственной программы развития туризма (приложение к Постановлению Правительства Москвы № 602 от 08. 08. 2000 г.). При этом в условиях исторического центра города архитектурно-ландшафтная организация осмысленного, организованного и инвестиционно привлекательного каркаса ПТМ будет способствовать не только увеличению количества иностранных туристов, но и улучшению качества жизни самих горожан.

    Статистика говорит, что Москву ежегодно посещают около 3,5 млн. человек (2006), из них только около миллиона преследуют цели туризма. Во въездном потоке преобладают «частный» и «деловой» сегменты, которые формируются в основном гражданами СНГ и Балтии, а не представителями стран дальнего зарубежья с высоким уровнем экономического развития. Практически отсутствует вторичный туризм. Для сравнения: Лондон ежегодно посещают около 27 млн. человек, Венецию — 20 млн., Флоренцию — 10 млн.

    Сегодня в Москве реализуются градоформирующие программы, призванные повысить туристическую привлекательность города: проекты ПТМ «Нескучный сад — Москва-Сити»,
    туристско-рекреационной зоны «Золотое кольцо», предусматривающий создание 42 пешеходных зон, связанных между собой системой переходов и мостов, программа «Венок русских усадеб» и другие.

    Натурные обследования, проведенные в столичных городах — туристических центрах (Париже, Риме, Берлине, Вене, Праге, Варшаве, Будапеште), выявили основные закономерности организации и развития ПТМ. Это непрерывность системы ПТМ; социальная направленность, безбарьерность; использование средств информирования туристов; зависимость решений и приемов реализации ПТМ от морфологии среды.

    Москва — город, сопоставимый с крупнейшими столицами — туристическими центрами. В связи с этим наблюдается необходимость не только популяризации ПТМ, но и создания взаимосвязанной системы городских общественных пространств, необходимых для реализации туристических функций столицы России в XXI веке. Рекомендации по архитектурно-ландшафтной организации «каркаса», «ткани» и «плазмы» ПТМ здесь ориентированы как на выявление самобытности города, так и на соответствие современным мировым тенденциям. Понятия «каркас», «ткань» и «плазма» города были впервые введены А. Э. Гутновым. «Каркас» и «ткань» формируются преимущественно архитектурными объектами, а «плазма» — приемами средового дизайна. Применительно к ПТМ эти три понятия отражают важнейшие слои, требующие особых подходов в проектировании.

    • Городской каркас ПТМ — система исторически сложившихся главных улиц и площадей с культурно и композиционно значимыми ансамблями, зданиями, общественными сооружениями, обладающая уникальностью и туристической привлекательностью.

    • Ткань ПТМ — массивы застройки, обладающие уникальностью и вызывающие туристический интерес.

    • Плазма ПТМ — временные сооружения, озелененные территории, элементы дизайна и оборудования, информационно-коммуникативная система.

    • Русло ПТМ — образующие линейные зоны пешеходных связей с зонами обслуживания.

    Руслами в основном являются направления, определяющие планировочную структуру города с точки зрения его исторического развития. Наибольшее количество историко-архитектурных достопримечательностей располагается вдоль русел ПТМ. Для Москвы роль русел ПТМ будут играть радиальные и кольцевые направления.

    Рекомендации по преобразованию каркаса ПТМ города Москвы

    В историческом центре столицы ПТМ призваны выполнять своего рода градоформирующую роль. Необходимо подчинение инфраструктуры обслуживания туристическим маршрутам. ПТМ способны корректировать планировочную структуру центра города, местную транспортную сеть с учетом вспомогательной транспортной системы для туристов.

    Использование радиальных маршрутов в качестве русел ПТМ с дифференциацией по тематической направленности

    Радиальные улицы Москвы отражают различные временные срезы в истории развития города. По мнению президента Союза московских архитекторов В. Н. Логвинова, две архитектурные особенности Москвы отличают ее от других западных столиц. Первой особенностью является то, что архитектурное наследие Москвы состоит из нескольких стилистически различных слоев, как и в большинстве городов Европы, однако пространственные слои нашей столицы не разделены, как в Риме или Париже, а перемешаны. Вторая особенность заключается в непосредственной близости сосуществующих друг с другом зданий чрезвычайно контрастной архитектуры. При движении по радиусам к центру города эти особенности прочитываются наиболее рельефно. В связи с этим важно сохранение образов радиальных улиц как русел ПТМ. Необходима дифференциация радиальных ПТМ по тематической направленности. Например, Арбат — это улица в наибольшей мере отражающая «литературную Москву». Тверская отражает городской образ жизни и связанные с ним тенденции и т. д.

    Восстановление исторических доминант и использование существующих, выявление визуальной структуры города Восстановление старинных зданий в Москве оправдано с композиционной точки зрения. Это поможет связать в единое целое распавшиеся исторические панорамы. Использование существующих высотных доминант в туристических целях будет способствовать увеличению количества «точек обзора» города, так как преобразованный человеческой деятельностью ландшафт столицы часто не позволяет обозревать город с холмов, как это было исторически. По мнению академика Д. О. Швидковского, «В Москве есть разные типы панорам, и нам нужно выбрать те, которые мы хотим сохранить в первую очередь. Может быть, следует создать определенный рейтинг. То есть нужна не только методика визуального анализа, но и система ее применения. Строить новые здания можно и нужно, но делать это надо так, чтобы панорама Москвы не разрушалась, а обогащалась». Необходимо определять «бассейны видимости» для объектов, сохранение которых в исторической среде целесообразно, и соответственно нормировать характеристики нового строительства. Такие ареалы должны быть очерчены в первую очередь для наиболее значимых исторических панорам. Особое внимание нужно уделить панорамным раскрытиям и характерным видам наиболее значимых в градоформирующем отношении памятников истории и культуры, которые обогащают силуэт города и определяют его ландшафтно-пространственную организацию. Наиболее ценным городским панорамам следует присвоить статус охраняемых, а основные видовые раскрытия памятников должны быть включены в предмет охраны и стать частью его неизменяемых характеристик. Необходимо создать схему высотных ограничений в зонах основных видовых раскрытий и включить ее в московское градостроительное законодательство.

    Исследования по выявлению визуальной структуры города проводились неоднократно, в частности, ГУП «НИ и ПИ Генплана Москвы» в работе «Выявление ценных городских панорам и видов натерритории центральной части г. Москвы в пределах Камер-Коллежского вала; разработка принципов их оценки и классификации» (2001). Важными результатами этой работы стали информационная база данных — перечень и схема локализации ценных городских панорам и видов и предложения по их учету при осуществлении нового строительства.

    Включение природных компонентов, сопряжение ПТМ с природно-экологическим каркасом города

    Планировочная структура города тесно связана с географической структурой природного ландшафта. Рельеф является наиболее устойчивым элементом природного ландшафта и служит структурирующим средством градостроительного плана. В Москве сохранился уникальный холмистый рельеф, однако он практически не прочитывается. Необходимо осмысленное воссоздание высотных ориентиров в наиболее значимых узлах с точки зрения создания композиционной целостности.

    Гидрографическая сеть является основой формирования архитектоники ландшафта. Возрастающее внимание стало уделяться развитию туристического потенциала Москвы-реки. Существуют концепции многоцелевого использования Москвы-реки, в том числе идеи создания гостиниц на воде, расположенных в зоне пешеходной доступности до главных туристических и деловых объектов. Это позволило бы быстро перемещаться в нужное место, минуя автомобильные пробки. Одной из важнейших задач является превращение Москвы-реки в градообразующий стержень столицы, связывающий воедино центр и периферийные районы. Существует программа реабилитации малых рек, однако с точки зрения туристической функции необходимо избирательное «ретроразвитие», то есть выбор тех зон, где возрождение малых рек функционально и эстетически оправдано.

    Перспективным является присвоение памятникам природы, как достопримечательностям города, статуса туристических объектов и организация ПТМ на их основе. Памятники природы могут являться как туристическими объектами, так и объектами экологопросветительского назначения — иметь образовательные функции. Необходимо сочетание памятников природы и общественно значимых объектов для регулируемого режима их использования, развитие инфраструктуры в прилегающих зонах, проведение регулярных инженерных мероприятий по обеспечению жизнедеятельности объектов природы. Особенностью ландшафтных экскурсий по Москве является то, что знакомство с объектами природы должно осуществляться не только по маршрутам, организованным в границах природных территорий, но и по улицам города, в тесной взаимосвязи с памятниками архитектуры, археологии, названиями улиц и топонимами.

    Взаимосвязь ПТМ с наземным и подземным общественным транспортом Система ПТМ должна быть тесно связана с системой общественного транспорта, так как в Москве расстояния между зонами, представляющими интерес для туристов, могут оказаться довольно значительными. Специалисты в области транспорта предлагают модернизировать железные дороги для быстрой и удобной связи различных районов Москвы. Согласно программе «Венок русских усадеб» предполагается связать известные московские усадьбы маршрутом, по которому будет курсировать ретропоезд. Таким образом туристы смогут сократить время на осмотр основных достопримечательностей столицы.

    Во многих городах — туристических центрах присутствует непрерывное движение экскурсионного транспорта, связанное с историко-культурными достопримечательностями. В Риме предусмотрено два автобусных туристических маршрута. Современный Рим разделен на 20 районов, его радиальнокольцевой план напоминает московский. Крупные торговые центры вынесены за пределы исторической части города. Стоянки прибывающих автобусов располагаются в Риме в районе конечных станций метрополитена, в историческом центре города используется общественный транспорт. В Москве актуальна организация непрерывного передвижения туристического транспорта по Садовому кольцу. Это поможет совершать обзорную экскурсию по городу самостоятельно. Перемещаясь с радиуса на радиус и продвигаясь к центру, используя сеть переулков, турист сможет увидеть большее количество достопримечательностей, полнее познакомиться с историкокультурными ценностями города. Кроме того, одни из важнейших объектов, интересующих туристов, — семь высотных зданий 1940-х годов сосредоточены преимущественно на Садовом кольце. Архитектура этих зданий отражает уникальные события истории России и актуальна как туристический объект.

    Рекомендации по преобразованию ткани ПТМ

    Демонстрация исторических слоев развития города

    Город обогащается памятниками истории и становится привлекательнее для туристов, если открывать для обзора интересные сооружения минувших веков, сохранившихся в виде руин. Например, в Берлине британский архитектор Дэвид Чипперфильд, работающий над реконструкцией Острова музеев, предлагает связать четыре здания музеев «археологическим променадом» на уровне цокольного этажа, чтобы посетители могли переходить из здания в здание, не выходя наружу. В Торонто уже построен второй подземный горизонт под улицей, позволяющий несколько километров идти пешком, не поднимаясь на поверхность. В Вене рядом с собором Святого Стефана — символом и визитной карточкой города — плиты мощения более светлого тона изображают план старинной римской церкви. Это напоминание об истории места и самой церкви, увидеть которую можно под изображением плана, спустившись в венское метро. Надпись «Maria-Magdalena Kapelle» на одной
    из плит мощения приглашает туриста совершить путешествие по археологическим объектам Вены.

    В Москве заметна тенденция активного использования подземного пространства, однако оно практически не задействовано при создании ПТМ. Осваивая подземное пространство, необходимо сохранять обнаруженные древние сооружения. Уже существуют небольшие археологические музеи в местах удачных раскопок — это музеи на Манежной площади и в Царицыно. Существует проект создания музея, где будет представлен большой фрагмент древней стены Белого города, крупнейшей крепости Европы XVI века, построенной мастером оборонного зодчества Федором Конем. При строительстве подземного перехода на Сухаревской площади, сохранили основание знаменитой башни. Археологи, планирующие проводить раскопки на Пушкинской площади, уверены, что им удастся найти участок древней белокаменной стены. Создание «археологических маршрутов», связывающих наиболее интересные фрагменты подземной Москвы, не только обогатят город памятниками истории и культуры, но и будут способствовать созданию всесезонных пространств, столь актуальных в московском климате.

    Создание адаптированной среды для людей с ограниченными возможностями

    В Москве более 1,2 млн. людей с ограниченными физическими возможностями нуждаются в особых условиях передвижения по городу. Правительством Москвы приняты программы по социальной интеграции инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности, в рамках которых предстоит полностью обустроить городскую инфраструктуру для маломобильных граждан. Для инвалидов предусматриваются: подъемники, световые таблички, маячки, подача звуковых сигналов в лифтах, клавиши со шрифтом Брайля, предупреждающие знаки и так далее. Однако проблемным остается строительство объектов дорожно-транспортной инфраструктуры. В связи с этим при проектировании необходимо учитывать условия организации ПТМ для данной категории лиц.

    Во Вроцлаве и Будапеште макеты архитектурных объектов, выполненные в точном соответствии с оригиналом, снабжены специальными табличками с рельефным текстом. Слабовидящие люди и люди, лишенные слуха, могут изучать достопримечательности города наравне с обычными туристами. В Берлине использование плит с рельефной поверхностью на границе тротуара и проезжей части служит для облегчения ориентации людей с ослабленным зрением. В Риме на одной из улиц указатель выполнен выпуклым текстом на двух языках, а в нижней части продублирован специальным текстом для людей, лишенных зрения и слуха. Между текстами — рельефная схема самой улицы.

    Рекомендации по преобразованию плазмы ПТМ

    Организация информационнокоммуникативной системы с различными типами ориентиров, использование туристических терминалов

    Параллельное использование различных типов и систем ориентиров позволит упростить процесс передвижения в городе. В Москве актуальным представляется включение системы ориентиров, указывающих направление на центр города. Предлагается внедрение системы «туристических терминалов», позволяющей не только развивать индивидуальный туризм, но и эффективно использовать время туристов после основной экскурсионной программы.

    Туристические терминалы — устройства, функционирующие на основе специальной компьютерной программы, позволяющие туристам получать информацию об интересующих ПТМ на различных языках и с учетом протекающих изменений. Подобные туристические терминалы, установленные в аэропортах, на вокзалах, в гостиницах, в крупных торговых центрах и зонах наибольшей концентрации туристов, помогут путешествующим планировать личное время и сориентируют заблудившихся. Оснащение туристических терминалов компактным печатающим устройством позволит снабдить каждого туриста личной картой с маршрутом непосредственно на месте и на любом языке. Использование туристических терминалов поможет любому туристу самостоятельно проложить маршрут по интересующим объектам. Оптимальная прокладка маршрутов на период проведения праздников, шествий, когда многие пешеходные пути оказываются перекрытыми, имеет ряд преимуществ над традиционными путеводителями. Для реализации функций туристических терминалов потребуется специальная компьютерная программа, основанная на принципе ранжирования туристических объектов («объектов интереса»). Должна быть проведена экспертная оценка значимости таких объектов — от 1 до 10. Согласно теории Эйлера, «объекты интереса» можно представить точками, а соединяющие их улицы — отрезками. Компьютер способен рассчитать и выдать один или несколько вариантов маршрута, минимального по затратам времени или по наличию максимального количества и значимости «объектов интереса». Выбирая соответствующие опции, турист сможет отталкиваться или от имеющегося в наличии времени или от возникших интересов.

    Фиксация утраченных памятников и исторически ценных мест городской среды памятными знаками является актуальной для Москвы, так как в XXI веке нет таких знаков на местах снесенных церквей и кладбищ, практически не фиксируются в проектах, не охраняются государством места важных исторических событий, происходивших на территории современного города. Для создания дополнительных объектов показа на ПТМ актуально создание отдельных образов, арт-объектов, памятных знаков на основе исторической топонимики. В XXI столетии в столице сохранились топонимы, берущие начало с XIV века (названия небольших селений — Воробьево, Воронцово, Сущево, Хвостово и другие), с XVI века (названия ворот Белого города — Покровские, Сретенские, Мясницкие и так далее), с XVII века — названия ремесленных слобод.

    Связь информационнокоммуникативной системы ПТМ с метрополитеном

    Путешествуя по городу пешком, туристы зачастую ориентируются на станции метрополитена, так как этот вид транспорта является популярным и удобным, многие станции представляют интерес как памятники истории и архитектуры. Кроме того, безошибочно ориентируясь на поверхности относительно станций метро, жители Москвы и Подмосковья смогут прокладывать оптимальные маршруты для ежедневных перемещений, связанных как с местами приложения труда, так и с отдыхом, прогулками. Это поможет уменьшить нагрузку на общественный транспорт, в том числе при возникновении чрезвычайных ситуаций.

    Террористические акты в московском метрополитене, произошедшие на станциях метро «Лубянка» и «Парк культуры» 29 марта нынешнего года показали, что при выходе из строя нескольких станций вся система метрополитена и связанного с ним наземного транспорта подвергается колоссальной перегрузке. Московским метрополитеном ежедневно пользуются около девяти миллионов человек. Так что связь информационно-коммуникативной системы с метрополитеном представляется обоснованной и жизненно необходимой.

    Столичные функции Москвы должны включать в себя в том числе развитие целостной системы туристических маршрутов на основе единых научно обоснованных принципов их архитектурно-ландшафтной организации с сохранением уникальных памятников и исторических фрагментов городской среды. По статистике, только 3% ВВП в России в 2009 году приходилось на туризм. Планируется увеличение этого показателя за счет развития различных видов туризма и прежде всего — исторического. Туризм — отрасль, способная создать наибольшее количество рабочих мест, что особенно актуально в настоящей экономической ситуации.

    Литература:

    • Саймондс Д. О. Ландшафт и архитектура. М., 1965.
    • Беляева Е. Л. Архитектурно-пространственная среда города как объект зрительного восприятия. М., 1977.
    • Беккер А. Ю., Щенков А. С. Современная городская среда и архитектурное наследие. М., 1986.
    • Гутнов А. Э. Города и люди. М., 1993.
    • Кудрявцев М. П. Москва — Третий Рим. Историко-градостроительное исследование. М., 1994.
    • City Squares апd Plazas. New York, 1997.

    Posted by admin @ 4:21 пп

Comments are closed.