Статистика:

Search

  • 12Ноя

    Возрождение архитектурнопаркового ансамбля несостоявшей-ся резиденции Екатерины II началось в 1984 году, когда вновь созданный Государственный музей декоративноприкладного искусства народов СССР (ГМДПИ, ныне — Государственный музей-заповедник «Царицыно») был размещен в этом уникальном памятнике истории и культуры. Руинированные или перестроенные сооружения ансамбля требовали срочной и дорогостоящей реставрации.

    Нуждалась в благоустройстве и его замусоренная территория. Одичавший пейзажный парк также ждал расчистки и реставрации. Проектные работы были поручены 13-й мастерской Моспроекта-2 (архитектурный ансамбль) и Центральным научно-реставрационным проектным мастерским (ЦНРПМ) «Союзреставрация» (садовые павильоны). Непосредственно на памятниках работы велись силами отечественных и польских (компания PKZ) реставраторов.

    К концу 1990-х годов из руин удалось поднять почти все сооружения ансамбля В. И. Баженова и М. Ф. Казакова, за исключением самых крупных — Хлебного дома и Большого дворца (для завершения восстановительных работ не хватило денежных средств). Дальнейшая перспектива возрождения главных зданий и огромной музейной территории (на тот момент — 550 га) казалась неопределенной.

    В 2004 году ГМЗ «Царицыно» был передан в ведение правительства Москвы. И сразу же на совещании у мэра Москвы Ю. М. Лужкова было принято решение о реконструкции архитектурнопаркового ансамбля. В скором времени был создан координационный Совет по развитию ГМЗ «Царицыно». Очень оперативно была разработана и принята Городская комплексная целевая программа, по которой в 2006-2008 годах были проведены широкомасштабные работы по реконструкции и благоустройству архитектурного ансамбля, его входных зон, самого большого в Москве каскада прудов, пейзажного парка. Для этого были мобилизованы огромные силы московского строительного комплекса. Генеральным заказчиком выступил Москапстрой. Все проектные работы были сосредоточены в возглавляемом М. М. Посохиным Моспроекте-2. При невероятно сжатых сроках проектирования хорошей базой для архитекторов послужили материалы реставрационных проектов 1980-х годов. Однако с учетом изменившихся технологий всю инженерную «начинку» Большого дворца и Хлебного дома пришлось делать заново. Столь же быстро были разработаны проекты благоустройства территории Царицына, реставрации и воссоздания в парке малых форм.

    Облик Большого дворца стал своеобразным компромиссом между первоначальным замыслом М. Ф. Казакова и его осуществленным вариантом: сохранена этажность здания, фасады отреставрированы согласно осуществленному проекту зодчего, а цвет и богатый декор кровли напоминают первоначальный замысел архитектора. На первом этаже Большого дворца был создан двусветный зал, не предусмотренный в проекте М. Ф. Казакова.

    Архитектура Хлебного дома была существенно затронута благодаря большепролетной конструкции, перекрывшей его внутренний двор, после чего он превратился в нарядный атриум с мраморными полами. Интерьеры баженовских Кухонь, хотя и были уменьшены на полметра по высоте из-за необходимости прокладки инженерных коммуникаций, подверглись минимальной «доработке», связанной с новыми музейными функциями здания.

    Более радикальными стали проектные решения, принятые по интерьерам Большого дворца. Планы интерьеров Казакова, как известно, не сохранились. Но оставить дворцовые залы без отделки показалось неприемлемым. При проектировании их убранства сделали акценты на дворцовом характере постройки, с одной стороны, и на ее новой музейной функции, с другой. Роскошный декор в духе классицизма получили вестибюль и парадная лестница, новый Екатерининский зал на первом этаже и Таврический зал на втором этаже дворца. А пышные декоративные порталы в экспозиционных помещениях отсылают одновременно к псевдоготическим и неорусским прообразам.

    В намерения проектировщиков, безусловно, входило создание всех условий для проведения музейных выставок, а также концертной и просветительской деятельности в стенах царицынского комплекса. Залы Большого дворца, предназначенные для постоянных экспозиций и временных выставок, имеют световые потолки и панели в нижней части стен. В оформлении выставочного пространства помог и международный опыт — в частности, для консультаций и проектирования были приглашены специалисты французской компании «Ситек Батиман». Зримой отсылкой к знаменитым французским образцам, в частности, к Пирамиде Лувра, стал стеклянный входной павильон в подземную рекреационную зону музея, которая соединяет Хлебный дом и Большой дворец и оснащена всей необходимой инфраструктурой для приема многочисленных посетителей — гардеробами, кафе и магазином сувениров.

    Строительным мероприятиям на территории Царицына предшествовали археологические изыскания, которые велись Центром археологических исследований под руководством Г. А. Векслера и при участии Института археологии РАН. Круглосуточно на архитектурных объектах трудились до двух тысяч человек. И уже в начале сентября 2006 года для посетителей открылись двери Хлебного дома,а через год— и Большого дворца. Параллельно шли работы по восстановлению парка, реставрации малых парковых сооружений, благоустройству входных зон музея-заповедника, были очищены царицынские пруды. На старинном острове-подкове Шипиловского (Среднего) пруда устроен светомузыкальный фонтан, полюбившийся многочисленной гуляющей публике.

    Стремительный темп работ, к сожалению, повлек за собой некоторые упущения, которые позднее пришлось ликвидировать музею. До сих пор нет доступа для посетителей в восстановленные по историческим материалам первой половины XIX века обширные оранжереи с виноградом, лимонными деревьями и розмарином. По-прежнему не утихает дискуссия специалистов о правомерности активного современного вмешательства в архитектурный облик памятника. Тем не менее, стоит подчеркнуть, что впервые за постсоветское время в Москве, да и в стране в целом, возник столь крупный музейный и культурно-досуговый центр, специально предназначенный для самого широкого круга посетителей и сразу занявший видное место в ряду новых московских достопримечательностей.

    Кандидат искусствоведения О. В. Докучаева

    Posted by admin @ 5:57 пп

Comments are closed.