Статистика:

Search

  • 14Ноя

    Петровский путевой (или подъездной) дворец на Ленинградском проспекте, созданный по проекту архитектора М. Ф. Казакова в стиле «псевдоготика» в 1775-1783 годах в честь победы России над Турцией, увлекал императрицу Екатерину II игрой в феодальную древность. Сегодня он встречает гостей в качестве Дома приемов Правительства Москвы. Его торжественное открытие в марте прошлого года стало логичным завершением многолетней научной реставрации на средства городского бюджета.

    Из почти 88 тысяч исторических объектов России более половины, по сути — бесхозны. Сегодня каждый шестой памятник архитектуры находится в аварийном состоянии,а многие — утрачены. Печальная участь могла ожидать и Петровский замок, если бы не переход ансамбля в собственность Москвы и начало в 1999 году его комплексной реконструкции.

    Немного истории

    В первой трети XIX века дворец был впервые незначительно реконструирован по проекту А. А. Монферрана, архитектора Исаакиевского собора в Петербурге. Чуть позже Петровский путевой функционировал как резиденция императора, где он останавливался по пути в Кремль и во время военных учений на Ходынском поле. В конце века дворец превратился в общедоступный музей. После революции его передали в отдел музеев ИЗО Наркомпроса (Отдел изобразительных искусств Народного комиссариата просвещения), однако в 1922 году по настоянию Троцкого он перешел в ведение Красной Армии.

    Позже здесь располагалась Военно-воздушная инженерная орденов Ленина и Октябрьской Революции Краснознаменная академия имени профессора И. Е. Жуковского.

    В 1998 году Президент Б. Н. Ельцин подписал указ «О передаче памятника градостроительства и архитектуры федерального (общероссийского) значения — Петровского дворца в государственную собственность Москвы». При этом в документе было сделано уточнение — «обеспечить проведение работ по научной консервации и реставрации комплекса зданий Петровского путевого дворца, соблюдение условий его использования в дальнейшем как памятника истории и культуры федерального (общероссийского) значения». Взамен 9203 м2 Петровского дворца город предоставил военному ведомству аналогичное количество жилой площади для военнослужащих в московских новостройках.

    С самого начала предполагалось использовать исторический объект в качестве Дома приемов Правительства Москвы с сопутствующими гостиничными функциями, для чего необходимо было оборудовать в комплексе апартаменты класса «люкс», президентские номера, а также создать спортивный клуб, ресторан, службы сервиса.

    Противники проекта настаивали на статусе дворца-музея. Но ведь здесь никогда не было собственной коллекции, да и сами музейные помещения предполагают наличие норм пожарной безопасности, климата и так далее, которые М. Ф. Казаковым не планировались. Чтобы сделать в здании полноценный и современный музей, его надо было бы значительно перестроить.

    На задворках дворца был построен выдержанный в псевдоготическом стиле корпус № 13, который включает в себя ресторан, автостоянку и оздоровительный комплекс. Дворец, четыре парадных флигеля, два служебных флигеля и четыре хозяйственные постройки свой облик сохранили.

    Общая площадь обновленного Петровского путевого дворца составила 17060 м2. Количество гостиничных номеров — 45, в том числе два президентских апартамента. Стандартные номера (36 м2) выполнены в стиле ампир, номера «люкс» (42 м2) — в стиле «France». Вся мебель выполнена на заказ из высококачественных пород дерева с элементами ручной работы (резьба, инкрустация).

    На первом этаже в выставочных помещениях открыт доступ посетителям постоянно действующих экспозиций «Историческая символика города Москвы», «История Петровского путевого дворца», «Российские императоры в Петровском путевом дворце».

    Реставрация

    Реставрация исторической части ансамбля шла непросто и превратилась в десятилетнюю эпопею. За эти годы были усилены основания и фундамент зданий, заменены аварийные элементы конструкций, отремонтирован купол парадного зала, отреставрированы фасады, смонтированы необходимые для стандартного жизнеобеспечения внутренние инженерные коммуникации.

    Сегодня можно смело сказать, что восстановление комплекса Петровского путевого дворца проведено в полном объеме и в соответствии с классическими методиками реставрации уникальных сооружений.

    В качестве основных этапов следует отметить: во-первых, инженерно-техническое обследование состояния конструкций зданий дворца, кавалерских и служебных корпусов; во-вторых, разработку документации на проведение первоочередных мероприятий и противоаварийных креплений отдельных частей зданий и конструкций. По результатам исследования конструкций при полном их раскрытии (необходимость которых была установлена с помощью выборочного зондирования) были разработаны и осуществлены решения конструктивной части проекта.

    В ходе реставрации деревянных междуэтажных перекрытий были сохранены балки и уникальные деревянные фермы-перегородки. Безопорные 32-метровые балки, изготовленные из лиственниц диаметром в полтора метра, по-прежнему составляют сложную, но при этом гармоничную структуру — «остов» здания. Реставрация с частичной заменой элементов деревянных конструкций покрытия купола дворца с воссозданием 14-метрового шпиля(работы велись на высоте в 20 м, были установлены специальные внутренние и наружные леса, разработанные по индивидуальному проекту) уже признана эталоном. Как и реставрация декоративного второго купола с живописью в технике гризайль на потолке. Были частично заменены пришедшие в негодность деревянные конструкции купола пролетом 22 м.

    По словам начальника Управления архитектурного совета и согласования проектов, руководителя авторского коллектива реставраторов Путевого дворца А. М.Куренного, концепцию комплексной реставрации пришлось согласовывать долго: ее дважды рассматривали на научно-методическом совете, на заседаниях экспертного и архитектурного советов, в Моском-наследии. И везде она нашла понимание и поддержку.

    Чтобы приблизить окончание работ, в январе 2008 года в число генподрядчиков Петровского путевого вошло ЗАО РСК «Возрождение» под руководством А. А. Ивлиева. Компания отлично зарекомендовала себя на многих исторических объектах, в том числе на восстановлении ансамбля в музее-заповеднике «Царицыно», реставрации собора Покрова Пресвятой Богородицы в Марфо-Мариинской обители милосердия.

    Интересный факт связан с работами по обновлению паркетных полов. Когда мастера разобрали паркет, то выяснилось, что древесина подгнила лишь частично — ее было решено заменить на идентичную. Это была очень скрупулезная работа. Многие критики утверждали, что все можно было сделать быстрее, заменив деревянные перекрытия бетонными…

    А. М. Куренной уверен, что такой путь привел бы к ложному результату: «Это была строгая реставрация, произведенная, как того требует наука, с применением тех же материалов и технологий, которыми пользовались древние зодчие. Только так памятник сохраняет свою жизнь, структуру, теплообмен. Да, бытует мнение, что можно износившиеся подлинные элементы заменить современными муляжами, но ведь в таких случаях не почувствуешь «душу» памятника…».

    По словам одного из авторов проекта реставрации Г. В. Мудрова, в Петровском дворце не производили вычинку кладки стен с заменой кирпичей, как это часто делается, а применили технологию «пломбирования», то есть наращивали утраченные фрагменты с помощью специальных домазок. Это сохранило живое «гуляние» швов. Затем кладку покрасили в брусничный цвет. Кстати, в России в прежние времена стены всегда красили для большей выразительности — даже в Кремле.

    А потом прорисовывали швы, делая их ярче связующего раствора.

    А. А. Ивлиев считает, что в Петровском путевом дворце проведена реставрация «с большой буквы» — научная и глубокая. Работать здесь, по его словам, было даже интереснее, чем в «Царицыно», так как в Путевом до нашего времени дошли и первоначальная планировка, и в некоторой степени интерьеры. Этим дворцом можно гордиться.

    Восстановление интерьеров

    Коллекционер, галерист, издатель А. В. Руденцов, привлеченный Мос-комнаследием как консультант, занимается изучением русской мебели уже 15 лет. Он высоко оценил работы по восстановлению интерьеров дворца.

    А. В. Руденцов особо подчеркнул, что проектированием интерьеров занимались специалисты Центральных научно-реставрационных проектных мастерских Министерства культуры РФ (ГУП ЦНРПМ) — старейшей и в настоящее время крупнейшей проектной реставрационной организации России.

    В общий большой проект входило три составляющих: все предметы мебели для исторической части дворца, все осветительные приборы — бра, торшеры, светильники, а также предметы текстиля — драпировки и шторы.

    В 2000-2001 годах в мастерских была вычерчена мебель для исторических залов. Из-за дефицита архивного материала эта работа была сделана по аналогии с известными дворцовыми интерьерами северной столицы и ее окрестностей. За основу взяли две сохранившиеся фотографии интерьеров Петровского путевого: круглого зала, увенчанного великолепным куполом, и одного из парадных, где отчетливо видна мебель в стиле ампир, выполненная русскими мастерами по эскизам архитектора Росси.

    К. И. Росси сыграл важную роль в создании образа ампирного «александровского» Петербурга. Он известен такими работами, как арка Главного штаба, здания Сената и Синода. Как истинный творец, он сам проектировал интерьеры своих зданий и их наполнение: мебель, осветительные приборы, бронзовые изделия, дверные ручки.

    Для парадных комнат Росси предпочитал создавать сплошь золоченую или окрашенную в белый цвет мебель с золоченой резьбой. Часто гарнитуры выполнялись из красного дерева, карельской березы, клена, ореха, тополя.

    В обивке мастер отдавал предпочтение сочетанию белого с желтым или оранжевым, а также белого с синим или голубым. Изредка использовались бледносиреневый и бледно-зеленый цвета.

    До недавнего времени считалось, что огромные большие парадные белые с золотом гарнитуры, которые изображены на старой фотографии, Росси заказывал три раза: для Аничкова и Зимнего дворцов в Петербурге, а также Петровского путевого в Москве. Но после консультации со специалистами Эрмитажа и изучения архивных документов была внесена корректива. Теперь точно известно: третий гарнитур был сделан в 1817 году для Московского Кремля, где и прослужил до 1835 года, когда Николай I посещал Москву вместе с императрицей и Великими князьями Николаем и Михаилом. Есть исторический документ, в котором написано, что «дабы ублажить глаз императора и напомнить ему о детстве, Зимнем дворце, где царь жил на таком же гарнитуре», мебель из Кремля была специально перевезена в Петровский путевой дворец. Позже в хаосе революции гарнитур растащили: часть раздали музеям, часть ушла в «свободное плавание».

    Государственный контракт на воссоздание мебели и предметов дворцовых интерьеров по результатам конкурса был заключен с фирмой ООО «Клуб коллекционеров» под руководством В. В. Гнутова. Специалисты определили необходимый срок исполнения — два года, в реальности же весь объем работ был выполнен за три месяца. За короткий период по исторической фотографии было воссоздано около 400 предметов мебели. Все они были сделаны в Москве и Санкт-Петербурге, в том числе и уникальные четырехметровые торшеры, покрытые белым лаком.

    Авторский надзор, который осуществляли В. В. Гнутов и начальник мастерской АПМ-4 ЦНРПМ Н. Г. Зачесова, стал неотъемлемой частью работы.

    Текстильное оформление интерьеров построено на единстве колорита.

    Так, например, цвет штор соответствует обивке мебели. Техническое задание подразумевало, что «мебель обита синим бархатом», но каким именно?

    У синего много оттенков. Необходимо было объединить все предметы мебели в ансамбль. Реализовать поставленные задачи помог коллектив единомышленников — к Н. Г. Зачесовой и В. В. Гнутову присоединились А. В.Руденцов и заместитель начальника Финансовохозяйственного управления мэрии Москвы А. Г. Жарова, которая согласовывала действия исполнителей, принимала объект на баланс.

    Предметы, выполненные из бронзового литья, привнесли в дворцовые интерьеры эстетику и солидность.

    В прошлом дворцы строили годами. И в период строительства под них заказывалась мебель, которая также делалась не один год. В данном случае, к сожалению или к счастью, на создание интерьеров ушло не очень много времени. «Я думаю, что люди, которые сюда придут и услышат сроки, за которые была сделана эта красота, восхитятся. Раскритиковать можно любую работу, но сделать — попробуйте! — говорит Руденцов. — Достоинство интерьеров Путевого дворца в том, что они гармонично связаны с архитектурной стилистикой ансамбля и действительно соответствуют тому времени, пусть даже будучи воссозданными. Историческая правда сохранена, я в этом уверен».

    Надо отдать должное руководству города Москвы в принятии правильных решений: оно выделило в нужном объеме средства для выполнения столь важной работы. А ведь на конкурсе звучало предложение за меньшие деньги поставить покупную мебель. Она, по мнению А. В. Руденцова, была бы позором.

    Благоустройство Петровского парка

    «Территория Петровского парка будет огорожена большим забором, после вырубки зеленых насаждений здесь появится автостоянка», — пугали москвичей больше десяти лет назад эксперты-любители.

    После проведения детального обследования зеленых насаждений на учет были взяты каждое дерево, каждый куст. Всего при инвентаризации было нанесено на план и оценено 4500 деревьев и 6614 кустарников. Эту работу выполнили студенты 4-го курса Московского государственного университета леса. Обнаружилось значительное переуплотнение посадок, что приводило к их деградации. Также на территории парка к тому времени сформировалась горизонтальная сомкнутость крон,которая, как зонтик, мешала проветриванию.

    По результатам проведенных работ были составлены рекомендации для каждого участка парка, содержащие целый комплекс мероприятий, направленных на улучшение микроклиматических, санитарно-гигиенических и эстетических характеристик парка.

    В 2006 году работы по благоустройству Петровского парка общей площадью 20 гектаров ЗАО «СУ Лесопаркового хозяйства» начало с санитарной вырубки и обрезки старых деревьев. Для нормального формирования газона завезли новый грунт. Затем были высажены триста деревьев и три тысячи кустарников, вымощены плиткой более 10 тысяч м2 исторически сложившихся дорожек. Парк получил обновленную детскую площадку и в качестве эксперимента альпийскую горку, засаженную многолетними растениями.

    Послесловие

    История с Петровским путевым дворцом подтверждает правильный подход к научной реставрации, воссозданию исторических памятников при поддержке московского правительства. Такая ситуация может быть переломной, потому что в Москве еще достаточно объектов, стилевой целостности ансамбля которых не уделяется внимание.

    М. Б. Роменская. Фотографии автора

    Posted by admin @ 4:13 пп

Comments are closed.