Статистика:

Search

  • 09Апр

    Принцип отхода от профессиональной цеховой замкнутости на ранних стадиях обучения приведет к расширению границ творчества, к более содержательному его наполнению. Уместно вспомнить здесь опыт ВХУТЕМАСа. Переход от подготовки «архитекторов широкого профиля» к обучению специалистов, занимающихся художественным осмыслением среды нашего обитания,— это, может быть, и есть путь гуманизации нашей архитектуры — от освоения квадратных километров городов к проектированию квадратных сантиметров окружающего нас мира. Не в этом ли выход из кризиса?

    Активный участник проекта, архитектор из Турина Альфредо Каммара, говорит в своем программном докладе о «художественных мастерских, связанных с миром архитектуры», где студенты, преподаватели, архитекторы и художники будут вместе создавать проекты городов и зданий, работать над дизайном мебели и малых форм, отделочных материалов, моды, заниматься промышленной графикой, проблемами реставрации памятников истории и архитектуры и музеефикацией археологии, возрождать художественные ремесла и традиции, реставрируя иконы, картины и мебель, работать по дереву, мрамору, стеклу, создавая мозаики, рисунки тканей и т. д.

    Заинтересованное участие в этом проекте специалистов и коммерческих фирм из Италии не случайно. Это не только дань проверенным временем экономическим и культурным связям. Это прежде всего возможность их использования в громадных работах по сохранению и воссозданию материальных носителей нашей истории и, конечно же, выход на наш только еще возрождающийся рынок товаров и идей. Хотя во всех цивилизованных странах идеи давно уже стали составной частью товарного рынка. Поэтому объяснимо желание итальянцев развивать экономические связи и коммерцию (удивительно, насколько у нас иное понимание этих терминов), которые в свою очередь приведут к взаимообогащению наших культур.

    Наверное, не стоит бояться, что завтрашние специалисты, а сегодняшние студенты все, как один, забудут о высоком предназначении искусства зодчества и ринутся расписывать матрешки, продавать их за валюту, как, наверное, не стоит бояться, что уютные итальянские кафе и рестораны, славящиеся своей кухней, станут не излюбленным уголком для творческих дискуссий, а местом разгула отечественной мафии. Коль скоро в искушениях наших суровых будней удастся сохранить хоть небольшой приоритет духовной культуры над материальным достатком, а окрепшее в вечной борьбе с пошлым воинствующим мещанством истинное искусство закалится и обретет своих новых последователей и сохранит в этом участке города свои позиции, то будут оправданы не только благородные цели подобного центра, но и большие силы, положенные на его создание.

    Не правомерно, наверное, говорить о монополии Италии на создание в Москве Международного центра архи-
    тектуры. Среди международных организаций, проявляющих интерес к участию в проекте, — Международный центр исследований по консервации и реставрации памятников, фонд «Культурная инициатива», Европейское общество культуры, Международная академия архитектуры, Международный союз архитекторов и Международный центр дизайна. Архитектурные школы Великобритании и США уже сегодня подтвердили свои намерения сотрудничать. Одним словом, есть все объективные предпосылки к созданию крупного Европейского регионального центра архитектуры и культуры.

    Существует договоренность о совместном сотрудничестве между МАрхИ и Московской патриархией, которой, наконец, возвращен Рождественский монастырь. Возможность сосуществования на одной территории «светской» и «духовной» культур подтверждает их естественное взаимообогащающее единство.

    Еще имеется известное постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 1058 «О дальнейшем развитии советской архитектуры и градостроительства», по которому архитектурному институту обещано строительство учебных корпусов на 20 тыс. м2. Как мы сегодня понимаем, только из подобных директивных постановлений новое здание МАрхИ не построишь.

    Тем не менее уже в 1988 г. в кооперативе «Бригада А» завершилась разработка проекта, названного «Учебно-лабораторные корпуса МАрхИ»3. Таким образом, существуют один профессиональный проект и ряд дипломных работ, выполненных студентами в том же 1987/88 учебном году на тему «Реконструкция МАрхИ»4.

    Однако все эти проекты были выполнены по понятным причинам без учета современной программы создания Международного центра архитектуры и в лучшем случае могут рассматриваться лишь как возможный составной его элемент. Поэтому попробуем разобраться лишь в концепциях, с которыми авторы предлагают подойти к преобразованию городских участков, прилегающих к Рождественке.

    Posted by admin @ 11:41 дп

Comments are closed.