Статистика:

Search

  • 22Май

    Великобритания — крупнейшая мор­ская держава мира. В недалеком про­шлом экономическая и военная мощь этой страны была непосредственно связана с флотом. Морские перевозки явились катализатором Великой промышленной революции, способствовали бурному раз­витию крупнейших городов. Ливерпуль, Глазго, Лондон до сих пор являются сим­волами города-порта. Доки, огромные складские площадки, промышленные предприятия здесь занимают гигантские территории вдоль водного фронта. Люди живут уже не у реки или моря, а у порта.

    Однако научно-техническая револю­ция, изменения в технологии за последние годы сделали ненужным размещение на значительных портовых территориях в цен­трах городов индустриальных и транспорт­ных предприятий. Оказавшись без функ­ционального использования, доки пришли в запустение, стали источником экологи­ческих проблем. В то же время их выгод­ное положение в структуре городов, нали­чие инженерной и транспортной инфра­структуры предопределили высокую стои­мость территории и явились основой раз­работки программы «Доклэндз», которая по своим масштабам является крупнейшей в Великобритании.

    Программа разрабатывается и осу­ществляется на муниципальном уровне. Это означает, что каждый город за счет собственных средств проводит исследова­ния, составляет и реализует концепцию освоения портовых зон. Концепция вклю­чает предложения по функциональному использованию территории и объектов, генеральный план, этапы освоения и источ­ники финансирования. Концепция строится на основе экономической целесообраз­ности, социальных и экологических требо­ваний города. Особое внимание уделяется созданию дополнительных рабочих мест для населения. Реализация концепции кон­тролируется муниципалитетом, и все част­ные инвесторы (доля частных вложений доходит до 10 долл. на 1 долл. муници­пальных средств) обязаны ею руковод­ствоваться.

    В зависимости от характера использо­вания портовых территорий можно обозначить следующие направления реализа­ции программы «Доклэндз».

    Первое из них ярко представлено в проекте реконструкции Салфордских доков в Манчестере. Они были открыты в «894 г. королевой Викторией и играли зна­чительную роль в развитии всего региона в течение 100 лет. В последнее время доки пришли в запустение, и сейчас на террито­рии третьего по величине в Великобрита­нии порта (3 мили береговой линии) соз­дается престижный жилой район с высо­чим уровнем благоустройства и обслужи­вания.

    Помимо малоэтажного индивидуаль­ного строительства, здесь разместят водно-рекреационный центр, центр искусств с залами на 2500 и 1000 мест, торговые зоны с магазинами, кафе, ресторанами. Большое внимание уделяется реконструк­ции водного пространства. Бывшие доки изолируются от основного морского канала системой дамб, образуя замкну­тые бассейны с очисткой и аэрацией. Это позволит добиться необходимой чистоты воды для развития разнообразных видов досуга, включая плавание, греблю, рыб­ную ловлю.

    Внешний вид территории будет изме­нен активным использованием искусствен­ного ландшафта. Будут разбиты несколько парков, созданы прогулочные трассы вдоль гаваней и новых каналов.

    Помимо чисто экономических, проект решает социальные проблемы. К 1995 г. здесь будет создано дополнительно 4000 рабочих мест; город получит совершен­ную транспортную систему, связывающую основные районы Манчестера с Салфордскими доками.

    Принципиально другой подход к реконструкции портовых территорий использован в Ливерпуле. Большое коли­чество исторических зданий, образцов промышленной архитектуры вызвало необходимость основной акцент делать не на новое строительство, а на реконструк­цию существующих зданий. Масштабы освоения огромны. С 1988 г. по настоя­щее время территория под строительство увеличилась с 350 до 960 га. Здесь плани­руется разместить коммерческие и биз­несцентры, бизнеспарки, гостиницы, туристские объекты, системы обслужива­ния и досуга, парки, пешеходные и прогу­лочные трассы и др.

    Posted by admin @ 5:24 пп

Comments are closed.