Рядовая застройка, не представляющая исторической и художественной ценности, так называемая ткань центра, может наиболее радикально меняться по цвету, внося тем самым в ансамбль центра новые колористические веяния. Предполагается ее вариантное цветовое решение с учетом цветовых предпочтений владельцев домов в рамках рекомендуемой палитры. Она содержит цветовые ряды для стен зданий, крыш, деталей, мощений и городского дизайна.
Палитра составлена на базе исторического и современного цветового состояния архитектуры города, то есть учитывает возможность ее цветовой эволюции в будущем. Так, наряду с сохранившимися традиционными цветами крыш — суриком, травянисто- и изумрудно-зеленым, синим в палитре присутствуют также утраченные со временем цвета меди и золота, а среди цветов, предназначенных для стен, отсутствуют «ядовитые».
В целом палитра более пастельна по сравнению с бытовавшей в городе в последнее время и сохраняет как теплые, так и холодные группы оттенков. Показана возможность расширения палитры путем разбеливания исходного цвета, что позволяет увеличить вариантность цветовых решений.
Такой подход отражает тенденцию исторического процесса перехода от монохромии дерева рядовой застройки в прошлом к ее цветовому разнообразию в настоящее время.
Для архитектурных деталей палитра сохраняет традиционный белый цвет декора, светлый тепло-серый цвет камня цоколей, цветовое разнообразие столярных изделий, дверей, а также оград и ворот.
Важная роль отводится включению в колористику центра разнообразных по цвету и фактуре покрытий мостовых, мощений пешеходных участков, площадок вокруг памятников архитектуры, а также полихромии городского дизайна (вывесок, фонарей, скамеек, кабин для телефонов- автоматов, малых форм и т. д.), полихромии традиционных элементов архитектурного дизайна (зонтов над крыльцами, дымоходных и водосточных труб из листового узорчатого железа, кованых оград и решеток церквей).
В колористике центра максимально учитывается сезонная цветовая динамика элементов растительности, их ранжирование в зависимости от восприятия в панорамах, внутриквартальных пространствах, небольших дворах.
Перечисленные положения концепции колористики реализованы в предложениях по цветовому решению таких градостроительных узлов, как Ильинская площадь и Площадь 9 января, улиц Дзержинского и Луначарского, Тверецкой набережной. Предложено цветное мощение и благоустройство территорий Воскресенского и Борисоглебского монастырей, возрождение городского сквера на Красной горе и др. Концепция предлагает не только стратегию колористики центра города, но и тактические действия. Колористическая деятельность — процесс, тесно увязанный с мероприятиями по реконструкции, реставрации, ремонту, благоустройству и озеленению. Принятие первоочередных мер будет исходить из реальных возможностей города и учитывать «готовность» самой среды к проведению такого вида работ.
Осуществление колористической политики является основной частью содержания работы главного художника города, совмещающего в себе или привлекающего к этой работе дизайнеров, дендрологов и других специалистов.
Предложенная тактическая схема такова: определенному типу домов соответствует определенная вариантность цветовых решений. То есть житель дома выбирает вариант в соответствии со своим вкусом. Цветовое решение общественных зданий также исходит из предложенной вариантности, но выбор делает соответствующий общественный орган или архитектор. Так, шаг за шагом происходит формирование колористики города в соответствии с ее стратегией.
В последние десятилетия значение архитектурной колористики в общеградостроительном процессе игнорировалось, она рассматривалась лишь как средство временного косметического поновления старой застройки. Время требует возвратить колористике изначально присущую ей в российских городах роль одного из реальных средств управления развитием и обновлением городской среды.
А. В. ЕФИМОВ, заведующий лабораторией колористики ВНИИТАГа, кандидат архитектуры
Н. М. ЗЕЛИКИНА, научный сотрудник ВНИИТАГа, кандидат архитектуры