Статистика:

Search

  • 25Май

    Рядовая застройка, не представляю­щая исторической и художественной цен­ности, так называемая ткань центра, мо­жет наиболее радикально меняться по цвету, внося тем самым в ансамбль цен­тра новые колористические веяния. Пред­полагается ее вариантное цветовое реше­ние с учетом цветовых предпочтений вла­дельцев домов в рамках рекомендуемой палитры. Она содержит цветовые ряды для стен зданий, крыш, деталей, мощений и городского дизайна.

    Палитра составлена на базе истори­ческого и современного цветового со­стояния архитектуры города, то есть учи­тывает возможность ее цветовой эволю­ции в будущем. Так, наряду с сохранивши­мися традиционными цветами крыш — су­риком, травянисто- и изумрудно-зеле­ным, синим в палитре присутствуют также утраченные со временем цвета меди и зо­лота, а среди цветов, предназначенных для стен, отсутствуют «ядовитые».

    В целом палитра более пастельна по сравнению с бытовавшей в городе в по­следнее время и сохраняет как теплые, так и холодные группы оттенков. Показана возможность расширения палитры путем разбеливания исходного цвета, что позво­ляет увеличить вариантность цветовых ре­шений.

    Такой подход отражает тенденцию ис­торического процесса перехода от монохромии дерева рядовой застройки в про­шлом к ее цветовому разнообразию в на­стоящее время.

    Для архитектурных деталей палитра сохраняет традиционный белый цвет деко­ра, светлый тепло-серый цвет камня цоко­лей, цветовое разнообразие столярных изделий, дверей, а также оград и ворот.

    Важная роль отводится включению в колористику центра разнообразных по цвету и фактуре покрытий мостовых, мо­щений пешеходных участков, площадок вокруг памятников архитектуры, а также полихромии городского дизайна (вывесок, фонарей, скамеек, кабин для телефонов- автоматов, малых форм и т. д.), полихро­мии традиционных элементов архитектур­ного дизайна (зонтов над крыльцами, ды­моходных и водосточных труб из листово­го узорчатого железа, кованых оград и решеток церквей).

    В колористике центра максимально учитывается сезонная цветовая динамика элементов растительности, их ранжирова­ние в зависимости от восприятия в панора­мах, внутриквартальных пространствах, небольших дворах.

    Перечисленные положения концепции колористики реализованы в предложениях по цветовому решению таких градострои­тельных узлов, как Ильинская площадь и Площадь 9 января, улиц Дзержинского и Луначарского, Тверецкой набережной. Предложено цветное мощение и благо­устройство территорий Воскресенского и Борисоглебского монастырей, возрожде­ние городского сквера на Красной горе и др. Концепция предлагает не только стра­тегию колористики центра города, но и тактические действия. Колористическая деятельность — процесс, тесно увязанный с мероприятиями по реконструкции, ре­ставрации, ремонту, благоустройству и озеленению. Принятие первоочередных мер будет исходить из реальных возмож­ностей города и учитывать «готовность» самой среды к проведению такого вида работ.

    Осуществление колористической по­литики является основной частью содер­жания работы главного художника города, совмещающего в себе или привлекающе­го к этой работе дизайнеров, дендрологов и других специалистов.

    Предложенная тактическая схема та­кова: определенному типу домов соответ­ствует определенная вариантность цвето­вых решений. То есть житель дома выби­рает вариант в соответствии со своим вку­сом. Цветовое решение общественных зданий также исходит из предложенной вариантности, но выбор делает соответ­ствующий общественный орган или архи­тектор. Так, шаг за шагом происходит формирование колористики города в со­ответствии с ее стратегией.

    В последние десятилетия значение ар­хитектурной колористики в общеградо­строительном процессе игнорировалось, она рассматривалась лишь как средство временного косметического поновления старой застройки. Время требует возвра­тить колористике изначально присущую ей в российских городах роль одного из реальных средств управления развитием и обновлением городской среды.

    А. В. ЕФИМОВ, заведующий лабораторией колористики ВНИИТАГа, кандидат архитектуры

    Н. М. ЗЕЛИКИНА, научный сотрудник ВНИИТАГа, кандидат архитектуры

    Posted by admin @ 6:40 пп

Comments are closed.