Статистика:

Search

  • 25Май

     

    В этом году предполагается начать строительство нового зда­ния под офис для Нижегородской ярмарки. Проект разработан в 1991 г. архитекторами нижегородского НПО «Архпроект» В. П. Бандаковым и А. Б. Дехтяр.

    Здание офиса займет небольшой участок 7×18 м в истори­ческой части Нижнего Новгорода на углу бывшей Дворянской ули­цы, сохранившей до сих пор двух-трехэтажную застройку особня­ками, возведенными в разные годы и в разных стилях. Это соору­жение безболезненно войдет в складывающийся на протяжении почти двух столетий облик улицы, не нарушив ее общий пестрый стилистический строй.

    Авторы удачно вписывают здание в городской контекст, ведя поиск тесной связи со спецификой места. Они ненавязчиво под­держивают архитектурно-стилевые особенности среды, не подчи­няясь всецело ей. Отталкиваясь от мотивов модерна, переосмыс­ливая их, архитекторы создают современное сооружение. Харак­терно, что при создании образа соблюдается лишь ассоциатив­ность, но не достоверность конкретного исторического перво­источника. Авторы не следуют и архитектуре соседнего дома, но подхватывают его масштаб и ритмику.

    Многообъемная пластическая оболочка офиса прижата к брандмауэру старинного особняка и отделяется от него неболь­шой раскреповкой. Эркер-башня подчеркивает вход. Его движе­ние вверх столь стремительно, что под его напором кровля рас­ступается, а он останавливается, образуя над карнизом аттиковое завершение. Этот эркер словно дает импульс бегущей волне, сильно закрученной у входа. Прорвав прямоугольный параллеле­пипед, она в ослабленной вариации выявляется в «парковом» фа­саде, а затем выплескивается, медленно ниспадая в дворцовом фасаде.

    Этот эффект течения массы, уходящей в глубь стены, а за­тем вновь появляющейся на ее поверхности, придает постройке скульптурные качества. Раскованность пластической массы проти­вопоставляется четкой геометрии стен. Декор как таковой отсут­ствует, и внимание приходится на сами объемные элементы ком­позиции.

    Построение объема предполагает круговой обход и множе­ство точек восприятия. Выразительность фасада достигается кон­трастом выступающих скульптурных элементов: эркеров, лестни­цы. Декоративные пятна с белой керамической плиткой будут удачно сочетаться с матовыми оштукатуренными поверхностями эркеров и рустованными стенами. Золотистое зеркальное стекло, дубовые переплеты и кованые медные элементы козырька, све­тильников и ограды дополнят романтическое ощущение от архи­тектуры здания.

    Акцентом, определяющим архитектурное лицо фасада, об­ращенного в сквер, служит огромное «окно», занимающее почти всю его стену, но состоящее из ряда окон различной конфигура­ции. Эти окна, словно мозаика, создают общий рисунок, форми­руя абрис большого «окна». При этом они иллюстрируют линии окружающей живой природы. Мы видим, как большой эркер «паркового» фасада прорастает ветвями-простенками и опирает­ся на землю стволами-колоннами. Это вносит ощущение некой одушевленности массы.

    Динамическая композиция здания органично связана с разви­тием внутренней планировочной структуры. Состав помещений соответствует современным представлениям об удобстве и ком­форте. Подвальный и первый этажи занимают соответственно бар и кафе с подсобными помещениями. На втором этаже распола­гаются рабочие комнаты и кабинет руководителя. На третьем — зал переговоров и деловых встреч, конторские помещения.

    При входе посетителей будет встречать длинная парадная двухмаршевая лестница. Она динамически устремляется к свету, идущему через крышу соседнего дома. Освещает ее и верти­кальный витраж, поднимающийся на всю высоту шахты. Подсветка сверху лишь усиливает пластические эффекты лестничного про­странства. Скругление лестничной клетки создаст ощущение слит­ности маршей. В пространственной структуре особняка нет впе­чатления разомкнутости частей. Вся система спаяна в единую массу.

    О. В. ОРЕЛЬСКАЯ,

    доцент Нижегородского инженерно-строительного института, кандидат архитектуры

    Posted by admin @ 6:44 пп

Comments are closed.