Статистика:

Search

  • 26Май

    В 1937 г., к столетию со дня гибели А. С. Пушкина, Детскому Селу было при­своено имя поэта. Страшным смерчем прошла по нему Великая Отечественная война. Советским войскам, взявшим штурмом город в январе 1944 г., предста­ла ужасная картина: всюду развалины, разграбленные дворцы, искореженные артобстрелами парки. Большинство дере­вянных домов сгорело, многие каменные здания разрушены.

    В 40—50-е годы начались активные ра­боты по ликвидации следов войны, капи­тальному ремонту и реконструкции жило­го фонда. Многие дома этого времени включили в себя постройки более раннего периода. Надстроенные, со значительны­ми переделками, с изменением стилисти­ки на классицистическую, они тем не ме­нее не нарушили архитектурный облик го­рода.

    В эти годы были сооружены новый вокзал и привокзальная площадь — парад­ный въезд в город. При формировании этого ансамбля использованы различные архитектурные реминисценции. Избегая прямых заимствований, авторы создали образ, вызывающий различные историчес­кие ассоциации, но доминирующей темой остались мотивы царскосельских дворцов и парков. В скульптурном оформлении фасадов и интерьеров вокзала нашла свое отражение и пушкинская мемориальная тема.

    Неподалеку от этой привокзальной площади находится другой, более камер­ный по масштабу, комплекс зданий полу­циркульной площади на Октябрьском бульваре, построенный в конце 50-х гг.

    Застройке этих лет свойственно стремление к ансамблевости, к решению, прежде всего, градостроительных задач, созданию полноценной жилой среды. Все это вместе взятое, а также внимание к прорисовке деталей и незабытое еще строительное искусство делает эти ком­плексы одними из лучших достижений со­ветской архитектуры того времени.

    Но вот дальнейшая судьба города, впрочем как и всей страны, стала склады­ваться не так удачно. После постановления «О борьбе с архитектурными излишества­ми» облик города стал резко меняться. Элементы декорирования, такие как вы­ступающие карнизы, тяги, наличники, сан­дрики, да и просто штукатурка, стали ис­чезать с фасадов. Вместо индивидуальной застройки — типовые дома первых серий. Правда, пытались еще сохранять красные линии застройки и не повышать этажность выше трех этажей.

    Но и это вскоре ушло в прошлое. Се­рый силикатный кирпич, полная безучаст­ность к окружению. На пустующих мес­тах, а иногда вместо сносимых деревянных домов все чаще и чаще стали появляться уродливые монстры, десонирующие с ис­торической застройкой. И здания вроде бы нужные — жилые дома, школы, дет­ские сады, котельные, да вот только абсо­лютно безликие. Урон, который нанесли архитектуре города 60—70-е годы, огро­мен. Он сравним лишь с потерями воен­ных лет.

    Posted by admin @ 3:20 пп

Comments are closed.