Статистика:

Search

  • 26Май

    Трудно найти другую территорию, которая бы, подобно Крыму, претерпела столько превратностей истории и сохра­нила такое разнообразие этнических на­пластований. Благодаря своему исключи­тельному географическому положению в центре Черноморского бассейна, соеди­ненного с бассейном Средиземномор­ским, Крым испокон веков находился на путях движения народов, представителей многочисленных этносов, последователей различных вероучений. Земля Крыма на­ сыщена материальными остатками, па­мятниками археологии и архитектуры многих культур, сосуществовавших, унич­тожавших и сменявших одна другую. Ги­бель исторического наследия продол­жается и в наши дни. О двух памятниках народов Крыма, подвергшихся изгнанию с родной земли в 1944 г., двух реликтах, единственных представителях исчезаю­щего «архитектурного вида», мы расска­жем сегодня читателям.

    Оба памятника находятся в Евпатории, древнем городе, история которого насчи­тывает две с половиной тысячи лет: это была античная Керкинитида, в средние ве­ка город становится важным портом и крепостью Гёзлёв, куда после захвата Крыма турками прибывали татарские ха­ны, ездившие в Стамбул за фирманом (правом на управление Крымом). Далее это уездный городок Козлов в составе Российской империи и, наконец, Евпато­рия — известный морской курорт. Несмот­ря на разрушения укреплений и пере­стройку исторического ядра, в Евпатории еще существует несколько древних по­строек.

    Наш первый объект — памятник му­сульманской крымско-татарской архитек­туры текие, то есть монастырь монахов- дервишей, построенный около 1500 г., че­рез двадцать пять лет после захвата Кры­ма турками.

    Дервишизм, или суфизм — мистичес­кое религиозное течение, появившееся в IX в. как одно из ответвлений ислама. Идеология суфизма была связана с жела­нием уйти от мира, обратиться к созерца­нию, мистицизму, она породила отшельни­ков и вела к подвижничеству. Дервиши, странствующие монахи, объединялись в общины, братства или ордена, имевшие свои обители, устав, иерархию. Среди дервишей были созерцатели, в то же вре­мя их обряды сопровождались музыкой, громкими радениями, плясками до иссту­пления1 .

    В дервишизме наиболее ярко прояви­лась характерная черта ислама — нетерпи­мость к неверным. Быть может поэтому турки способствовали появлению дервишеских братств на окраинах империи, в частности, в лежащем за морем Крыму. Известно, что текие имелись во многих го­родах Крыма, но сохранилось лишь одно — евпаторийское2.

    Текие, располагавшееся некогда сра­зу за стенами средневекового Гёзлёва, представляет собой небольшой комплекс, включающий прямоугольную мечеть, кры­тую по деревянным стропилам, минарет и квадратное здание, сочетающее жилые кельи с большим пространством общего пользования. Это последнее — самая при­мечательная постройка комплекса. В ее центре находится квадратный зал проле­том 9,5 м.

    Posted by admin @ 3:34 пп

Comments are closed.