Статистика:

Search

  • 26Май

    По всему периметру его окру­жают узкие сводчатые кельи. Наружный объем строится вверх, как восьмерик на четверике, обрамленный низкой при­стройкой. Зал перекрыт полусферичес­ким, чуть уплощенным куполом на пару­сах. Под парусами — подпружные арки стрельчатого очертания, чуть выступаю­щие из плоскости стен четверика. Стены массивны, углы их пересечений не имеют усилений, пилонов, так что распор купола воспринимается арками и стенами со­вместно, частично погашаясь их массой. Передаче остаточного распора на грунт служат стены келий вместе с перекрываю­щими их коробовыми сводиками.

    Зал просторен, высок, но в нем царит полумрак. Небольшие стрельчатые окна устроены лишь в боковых стенах. По­скольку зал предназначался для углублен­ного самосозерцания и философских раз­мышлений монахов, слабая освещенность могла способствовать такому духовному настрою.

    Архитектура строго симметричного здания на редкость органична, конструк­ции находятся в полном соответствии с объемно-пространственной композицией. Общий облик монументален, но вместе с тем просматривается устремленность вверх. Компактность объема, его цен- тричность подчеркнуты срезами углов внешних периметральных стен и ступенчатыми переходами от четверика к восьме­рику. Детали скромны и немногочислен­ны. Архитектура здания воздействует хо­рошо уравновешенной массой. Впечатле­нию солидности способствует кладка из грубого камня, затертого штукатуркой.

    О происхождении форм текие суще­ствуют лишь предположения, далеко не все убедительные. Говорится о влияниях, с одной стороны, византийской архитекту­ры, с другой — «восточной». Но в текие нет наиболее характерных особенностей, пришедших в турецкую архитектуру конца XV—XVI столетий из византийской и на­шедших, в частности, выражение в главной евпаторийской мечети Джума-Джами3: нет ни системы сложноподчиненных пери­ферийных структур, расширяющих цен­тральное перекрытое куполом простран­ство, ни сияющего ожерелья окон, облег­чающих главный купол в его основании. Зал текие замкнут стенами с четырех сто­рон, и странно даже говорить, что «по своей структурной сущности монастырь дервишей — это Джума-Джами в миниатю­ре»4. Хотя оба сооружения центрические, их объемно-пространственное и конструк­тивное построения принципиально различ­ны. Мавзолеи-дюрбе с их самодостаточ­ной однозальной структурой и многогран­ным массивом стен тоже далеки по ком­позиции от текие.

    Posted by admin @ 3:35 пп

Comments are closed.