Статистика:

Search

  • 26Май

    Что же касается планировочного сходства текие с медресе, главным эле­ментом которых является двор, то оно об­наруживается лишь в близких по типу по­стройках сельджукского периода, находя­щихся в сердце Анатолии (Малой Азии), в гористом районе. Двор в них вследствие суровости климата заменен купольным за­лом. В наши дни можно указать лишь на две постройки в Конии (Малая Азия), где центром композиции является не откры­тый двор, а крытый куполом зал и где по его сторонам расположены не типичные для медресе многих исламских стран сводчатые айваны, а кельи. Это школа мо­нашеского ордена Эмира Селяльуддина Кератей (1252 г.) и медресе Инее Минаре- ли (1260-е гг.)5. В последнем, правда, все же выделяется один большой айван, и ке­льи расположены с двух сторон. Суще­ственно, что в облике конийских зданий купол не стал господствующим элементом композиции, как это имеет место в крым­ском текие.

    Таким образом, текие в Евпато­рии — сооружение не только своеобраз­ное, но и уникальное для своей эпохи в рамках окружающих стран. Тем более горько видеть его катастрофическое со­стояние — результат давней беспризорно­сти памятника и, главное, агрессивной ан­тирелигиозной политики Советов, уничто­жавших наиболее дорогие народам куль­товые святыни. Закономерно предъявить претензии и к существующим до сих пор методам реставрации. Мечеть комплекса, уже много лет лишенная крыши и всех де­ревянных частей, постепенно рассыпается. Упавший и восстановленный было минарет вновь наклонился. Его начали было разби­рать, но дело не довели до конца. Квад­ратное же здание текие ныне окружено не кельями и даже не съехавшей с их кровли кучей битой черепицы, а просто развалом камней от их стен и сводов.

    Второй евпаторийский архитектурный реликт, представляемый нами,— кенаса, или молитвенный дом маленькой народ­ности караимов, численность которой в СССР по переписи 1989 г. составляла 2800 человек, из них в Крыму сейчас проживает около тысячи.

    По современной научной версии, ка­раимы происходят от тюркских племен, входивших в VIII—X вв. в Хазарский кага­нат. По-видимому, народность начала складываться в X—XI вв., когда после раз­грома хазар Святославом (965 г.), а затем половцами часть хазар, смешавшись с по­ловцами, осела в горных районах Крыма. Язык караимов принадлежит к кыпчакской группе тюркских языков6. Их вероуче­ние — караимизм (караизм, караитизм), основой которого являются первые пять книг Библии (отсюда еще наименова­ние — библизм), то есть Пятикнижие Мои­сеево7. Названия этноса и религии совпа­дают. Отсюда исторически идет немалая путаница. Обычно караимов считают иу- даистами; следующее умозаключение — они евреи. И со времен Екатерины II ка­раимам приходилось биться за то, чтобы на них не распространялись дискримини­рующие порядки царского правительства, ущемлявшие евреев в России.

    Однако пути проникновения в Крым библизма по научной версии не вполне яс­ны. Историческая действительность здесь оказывается сложнее самой фантастичес­кой выдумки. Известно, что в Хазарии был распространен иудаизм8. Почему же тог­да караимы, праправнуки хазар, оказа­лись библистами? Возможно, что библизм существовал среди каких-то племен Ха­зарского каганата наравне с иудаизмом.

    Posted by admin @ 3:35 пп

Comments are closed.