Статистика:

Search

  • 26Май

    Возможно, что его принесли хорезмийцы, которые бежали в Хазарию из Средней Азии после неудачного восстания 712 г. и которые достигли Крыма. А может, эта религия как секта иудаизма пришла в Крым прямо с юга9? Зарубежный ученый С. Шишман, караим по происхождению, отмечает три пути проникновения библиз­ма в Северное Причерноморье вплоть до Киевского княжества: через Кавказ, Хо­резм и по морю из Византии и Малой Азии. По его мнению, среди хазар и сме­нивших их в южных степях куманов (полов­цев), то есть в IX—XII вв., существовал именно библизм10.

    Отметим, что археология подтверж­дает присутствие евреев на Боспоре и в Херсонесе уже в I веке н. э. Среди них могли быть и иудаисты, и последователи Пятикнижия, хотя применительно к тому времени вряд ли возможно это устано­вить. Ведь каноническая форма обоих учений еще не сложилась (она сложится лишь в VI и VIII вв.).

    Сами караимы решительно не соглас­ны с приведенной версией истории их на­рода. Они считают своими предками из­раильтян, державшихся закона Моисеева, которые попали в Крым в VI в. до н. э. с войсками персов, воевавших со скифами. Версия эта изложена караимскими исто­риками XIX в. Поискам подтверждающих ее материальных свидетельств посвятил свою жизнь караимский ученый востоко­вед А. С. Фиркович (1786-1874). Он со­брал бесценную библиотеку древних книг и рукописей. Он разыскивал старейшие надгробия на кладбище в Чуфут-Кале, главном городе караимов в Крыму. Одна­ко архивы Фирковича до сих пор не изучены, а данные археологических раскопок в Чуфут-Кале пока не подтверждают суще­ствования здесь поселения ранее XI—XII вв. Караимизм же, древнее учение Моисея, является религией народности, истоки ко­торой прослеживаются не столько к ев­реям-семитам, сколько к тюркам. Таким образом, проблема караизма в Крыму еще требует всестороннего и непредвзя­того изучения.

    Чуфут-Кале, город-крепость караи­мов, расположен на неприступном отроге второй гряды Крымских гор. После при­соединения Крыма к России (1783 г.) го­род постепенно опустел. Главным место­жительством и духовным центром караи­мов (с 1826 г.) стала Евпатория. Здесь на­ходились духовный и светский глава народ­ности — гахам, Караимское духовное управление (с 1837 г.), функционировало духовное училище.

    Posted by admin @ 3:36 пп

Comments are closed.