Статистика:

Search

  • 26Май

    Евпаторийская кенаса являлась не только молитвенным домом, но и центром всей общественной жизни караимов. Здесь заседали старейшины общины, со­вершались обряды, проводился праздник урожая, отмечались памятные события. Расположена кенаса в караимском (се­верном) квартале средневекового Гёзлё- ва. Комплекс состоит из нескольких живо­писных двориков и двух ориентированных с севера на юг зданий. Большая Соборная праздничная кенаса возведена в 1807 г., Малая кенаса, где богослужение совер­шалось в обычные дни,—в 1815 г. Строи­телем был караим Бабакай Бобович 2.

    Вход в кенасу с юга. Он отмечен тор­жественными воротами в виде триумфаль­ной арки с фронтоном. Это наиболее по­здняя и, вместе с тем, наименее самобыт­ная пристройка комплекса в несколько су­ховатом стиле провинциального класси­цизма. Вся остальная архитектура, лейт­мотивом которой являются невысокие ар­кады, восходящие к традиционным фор­мам кенасы XIV в. в Чуфут-Кале, исполне­на какой-то наивной прелести, свойствен­ной произведениям народного творчества. В ней сочетаются профессионализм и спонтанность, строгая повторяемость и от­работанность хорошо затверженного мо­тива с тонкими вариациями формы и жи­востью рукотворной почти что скульптур­ной лепки чуть вспученных стволов колонн, чуть различающихся между собой стол­бов, пролетов, профилей.

    От ворот к северу, к расположенно­му в глубине квартала участку, ведет длинный коридор-галерея, украшенная арочными нишами. В одной из них — рако­вина для омовения рук, в других — плиты с памятными надписями. Со стены на стену галереи перекинут пологими арками лег­кий трельяж из металлических прутьев. Все увито виноградом (отметим — караи­мы были великолепными садоводами). Под его зеленый, просвечивающий сол­нечными бликами полог вступает прихо­жанин кенасы, войдя в ворота с пыльной и жаркой южной улочки.

    Единение с природой продолжается и далее. Следует окруженный сквозными аркадами, вымощенный мраморными пли­тами дворик. Его «перекрытие»-трельяж словно вспучилось кверху фантастически­ми шлемовидными очертаниями. Металли­ческие прутья, опирающиеся на тимпаны арок, изогнуты к центру, соединяясь на красивой резной деревянной бабке. Лю­бопытное впечатление создается этим центрическим приемом: дворик прямоу­голен — три арочных пролета на пять, но ощущение такое, будто вы вступили в квадратное пространство.

    Posted by admin @ 3:36 пп

Comments are closed.